Джорджи (Лола Кэмпбелл) 12 лет, и она совсем недавно потеряла маму. Но постепенно преодолевая стадии горя — от отрицания до принятия — девочка понимает, что ей нравится жить одной. Для социальных служб она выдумала дядю Уинстона Черчилля, который якобы за ней приглядывает. Джорджи дружит с мальчиком из школы по имени Али (Алин Узун), вместе с которым ворует велосипеды и сдаёт их на запчасти. Внезапно в её размеренную жизнь врывается Джейсон (Харрис Дикинсон) — её папа, который оставил семью ещё до рождения девочки.
Шарлотта Риган, как это свойственно дебютантам, отдаёт дань мировому кинематографу. Главным референсом являются «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, где прорисована такая же безбашенная парочка отца и дочери. Промысел главной героини и есть прямая отсылка к великой ленте. Или ещё одна цитата — «Париж, Техас» Вима Вендерса, где главным мотивом остаётся попытка блудного отца всё исправить.
Однако глобально «Задиру», конечно же, хочется сравнить с подобным дебютом Шарлотты Уэллс «Солнце моё». Тоже отец и дочь, тоже непростые отношения, тоже довольно любопытные авторские приёмы. Но «Солнце моё» больше похоже на искажённое временем и восприятием воспоминание, которое преломляется через субъективную точку зрения главной героини, ведь весь фильм — это мир её глазами. А вот «Задира» — фильм про жизнь без прикрас: отец, бросивший семью, девочка-пацанка, зарабатывающая воровством, и неприятие.
Риган хоть и берёт вечную и любимую тему для большинства режиссёров, но освежает её благодаря не столько сюжету, сколько выверенности фильма и его тяге к изобретательству. Риган задаёт ломаный, но при этом понятный темпоритм с помощью монтажных склеек, которые порой режут глаз из-за отсутствия плановой смены. Она придумывает образы и находит чувствам героев метафорическое воплощение: поиск телефона с сохранённым видео, где мама ещё жива, чтобы сохранить связь с тёплым прошлым; любимая затёртая до дыр футболка, словно вечный комфорт; построенная из мусора башня в комнате, которая ведёт к звёздам и большим мечтам.
Риган периодически позволяет исключительно второстепенным героям ломать четвёртую стену и общаться со зрителем. Будто бы весь мир наблюдает за этими отношениями между отцом и дочерью, будто бы каждый даёт им оценку. И лишь главные герои остаются внутри истории и никогда не смотрят в объектив, чтобы не нарушить свою вселенную и не спугнуть друг друга.
Актёрский дуэт в «Задире» — сильная находка. Харрис Дикинсон — звезда «Треугольника печали» и «Стальной хватки» — внезапно превращается в неотёсанного раздолбая, который вдруг опомнился. Лола Кэмпбелл — дебютантка, которая обаятельна в своей природной органике, своей наивности, непринуждённости и здоровой дерзости. Также хочется отметить крайне удачную разницу в возрасте. Героиня Кэмпбелл оказывается слишком взрослой из-за обстоятельств, но всё ещё недостаточно, чтобы принадлежать себе самой. Герой Дикинсона, наоборот, застревает где-то в бурном детстве, хотя по всем внешним признакам похож на взрослого. Так они оказываются где-то между возрастных рамок, что быстро сокращает дистанцию межу ними.
Текст — София Маргацкая
Главное, что подкупает в этой ленте, — особенная интонация. Фильм сделан нарочито небрежно и шероховато, чтобы зритель всё принял за чистую правду. К тому же «Задира» становится невероятно трогательным высказыванием о том, как важно быть друг другу нужными. А ещё о том, что никогда не поздно наладить отношения и узнать друг друга заново.