Катание на роликовых коньках по паркету стало популярным в начале ХХ века в Европе, а до Петербурга добралось в 1910 году. В городе начали открывать скетинг-ринги, или скейтинг-ринки. Первым уловил модные веяния инженер Владимир Татаринов. Ранее он разработал аэромобиль, который так и не смог подняться в воздух и подпортил репутацию предпринимателю. В этот раз бизнесмену повезло больше, и Татаринов открыл первый скетинг-ринг в Петербурге.
Royal Skating сменил синематограф «Колизей» в здании цирка «Модерн» на Кронверкском проспекте, 11. Новый спорт был недешёвым удовольствием: утром покататься на коньках приглашали за 50 копеек, вечерами стоимость поднималась до 1 рубля. Первыми скетинг оценили богатые петербуржцы, уже знакомые со светским развлечением по европейским курортам. Затем подтянулись и менее обеспеченные горожане, которые жертвовали на трендовое занятие последние деньги.
Дело оказалось таким прибыльным, что Татаринов запустил производство первых отечественных роликовых коньков и открыл Центральное бюро по организации скетинг-рингов в России, которое предлагало открывать скетинги в провинции.
Архивы рассказывают, что до середины XVIII века остров назывался Галладай, а затем и вовсе трансформировался в жутко-призывное Голодай. Есть несколько версий происхождения такого имени. Например, что название произошло от шведского «халауа» («ива») или английского holiday («праздник, выходной»). Менее оптимистичные исследователи говорят, что такое название острову дали голодавшие крестьяне, строившие Петербург в начале XVIII века и жившие здесь в землянках. Но наиболее вероятной выглядит версия, что Галладай — трансформация на русский манер фамилии Томаса Холидея (или Мэтьюза Галлидэя), английского врача, владевшего на острове участком.
В честь декабристов остров назвали уже в 20—30-х годах XX века, так как предполагалось, что здесь похоронены казнённые лидеры восстания — Каховский, Бестужев-Рюмин, Рылеев, Муравьёв-Апостол, Пестель. В 80-х исследователь-краевед Андрей Чернов выяснил, что тела декабристов погребены на территории острова Гоноропуло, который сегодня уже не существует. Вместе с островами Жадимировского и Кашеварова в начале XX века их присоединили к острову Декабристов.
Активно застраивать остров начали с 80-х годов прошлого века, а новую площадь добывали за счёт намывных территорий. Так, например, с карт пропал Вольный остров. С 2008 года Санкт-Петербург реализует проект «Морской фасад», который должен увеличить площадь Васильевского острова и острова Декабристов почти на 500 гектаров. По новым намытым территориям на западе проходит Западный скоростной диаметр (ЗСД), новую землю застраивают жилыми комплексами.
Единственная на острове станция метро — «Приморская». Она появилась здесь в 1979 году и ещё три года была самой глубокой в городе, а до 2018 года считалась самой западной в России.
Эта станция сильно загружена в часы пик, поэтому в будущем планируют построить ещё одну входную группу с наклонным ходом. Подземный зал облицован рускеальским мрамором, который своими тёмными и светлыми прожилками образует волнистый узор. В простенках между колоннами размещены горельефы с изображениями российских и советских кораблей, построенных в Петербурге, а в торце зала расположена композиция из якорей. В 80-х годах к павильону станции пристроили «Дом Связи-2», в котором теперь работает Музей Петербургского метрополитена.
Из метро выходим на Новосмоленскую набережную. С 1976 набережная называлась Октябрьским проспектом, так как здесь был установлен монумент в честь Великой Октябрьской революции. В конце 80-х проспект получил своё нынешнее название.
Длина набережной 860 метров, при этом 760 метров на одной стороне набережной занимает дом № 1. Он признан одним из самых длинных в Петербурге. Здесь располагался Центр фирменной торговли, особенно популярный в перестроечные годы.
В западной части четыре Смоленских моста ведут к острову, на котором расположен сквер, названный в 2019 году в честь драматурга Александра Володина. В ближайшие годы парк обещают благоустроить.
На противоположной стороне набережной находятся знаменитые «дома на курьих ножках». Монолитные (а не сборные) конструкции 22-этажных домов на опорах стали символом модернизма XX века. У «ножек» сугубо утилитарная функция, дань нормативам строительства того времени — они защищали дом от наводнений.
Оставьте комментарий