Новости

Племя изгоев: рецензия на фильм «Граф Монте-Кристо»

Назначенный капитаном молодой моряк Эдмон Дантес накануне долгожданной свадьбы обвиняется в государственной измене. Много лет спустя ему удаётся сбежать из тюрьмы и разбогатеть. Дантес узнаёт о смерти родных, предательстве возлюбленной, заговоре друзей и клянётся отомстить. Так в Париже появляется загадочный граф Монте-Кристо.

Фото: kino.mail.ru

Бушующее море, паника, громкие крики, горящее судно. Юный Эдмон Дантес, ослушавшись приказа капитана, бросается в воду, чтобы спасти девушку с потерпевшего крушение корабля. Её зовут Анжель, она просит забыть об этом имени, оно же и погубит Дантеса. Захватывающее начало.

Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» экранизировался множество раз, да и ставший каноническим сюжет о беспощадной мести неоднократно служил основой для вольных воплощений. В современном французском переложении режиссёров Александра де Ла Пательера и Матьё Делапорта основные события двухтомного классического романа сохранены. В угоду зрелищности подверглись изменению некоторые персонажи: отец прокурора Вильфора заменён на сестру, полностью исключена сюжетная линия Моррелей, некоторые персонажи поменяли свои звания, и не только. Обострены и социальные обстоятельства: любовь Эдмона и Мерседес с самого начала усложнена богатством и высоким статусом девушки.

Найти роман Александра Дюма в бумажной версии можно на полках издательства «Эксмо».

При всех изменениях фильм последовательно походит по основным сюжетным событиям: разрушенная заговором идиллия, заключение в тюрьме, встреча с узником аббатом Фариа, побег и возвращение, долгожданная месть. Несколько обрывочные эпизоды прерываются титрами о прошествии стольких-то лет, одно из затемнений эффектно превращается в чёрный плащ начинающего мстителя. И даже при большом хронометраже в три часа фильму недостаёт экранного времени, он тяготеет к серийности, к большой романной форме.

Нового «Графа Монте-Кристо» можно определить в разряд «классических» экранизаций классических романов.

Роскошные виды и костюмы, буйство деталей и страстей. Однако любая экранизация требует трактовки, — иными словами, ставит вопрос о том, каким предстает французский роман XIX века в глазах современных зрителей. В фильме 2024 года ключом к очередному переосмыслению известного текста становится зрелищность и аттракцион.

Фото: kino.mail.ru
Фото: kino.mail.ru
Фото: kino.mail.ru

Фильм изначально представляет подходящую среду для готовящегося заговора. Большинство эпизодов из первой части увидены, подсмотрены кем-то: субъективным взглядом сторонних наблюдателей у углов и неприкрытых дверей. Впоследствии этим приёмом воспользуется главный герой — загадочный граф Монте-Кристо, способный увидеть всех, но остаться незамеченным.

Цель главного героя «Графа Монте-Кристо» — вернуть себе субъектность, установить свои правила в несправедливом мире. И выбирает он для этого игровой, театральный подход. Подобно современным супергероям собирает команду мстителей, распределяет роли и дотошно репетирует предстоящее представление. После возвращения Эдмон, или же граф, предстает человеком без идентичности, сидящим у зеркала в окружении масок как возможных ролей в его игре.

Фото: kinopoisk.ru

Каждая сцена из плана мести выглядит как гамлетовская «мышеловка». Граф устраивает спектакль о событиях прошлого и распределяет участников. Кто-то из присутствующих (в том числе и зрители фильма) в курсе подлинного смысла события, кто-то принуждён стать героем игры, остальные предстают сторонними наблюдателями. Содержание отдельных эпизодов — на званом обеде, на балу, на охоте — открывается через мелкие жесты: устроитель празднеств наблюдает, кто и как себя выдаст. Не самые известные французские актёры отлично справляются с этой задачей — камера при необходимости укрупняется на главных действующих лиц, а в остальное время следит за незначительными реакциями на общих планах. Подобное внимание к театральности выдает почти британское отношение к актёрской игре. Не случайно Гайде в этом фильме куда больше напоминает не героиню Дюма, а Эстеллу из «Больших надежд» Диккенса — девушку, рождённую влюблять и уничтожать мужчин.

«Граф Монте-Кристо» одновременно играет в разные жанры: костюмную драму, авантюрное действие и мелодраму.

Суть мести, то есть той изощрённой игры, устроенной главным героем, заключается в попытке вернуться к прошлому: к дням невинности и идиллическим картинам с лазурным морем из повторяющихся флешбеков. Месть предстаёт стремлением отменить все заговоры, интриги и бедствия, то есть из авантюрного повествования возвратиться к жанру мелодрамы, к эпизоду двух влюблённых на корабле среди моря.

«Граф Монте-Кристо» — зрелищная попытка переосмысления классического романа. Основные события сохранены, но фильм концентрируется на истории главных действующих лиц. «Граф Монте-Кристо» делает акцент на приключенческой составляющей романа Дюма. Подчёркивается социальный аспект: Эдмон Дантес и Мерседес — влюблённые из разных слоев общества. Фильм представляет собой современный блокбастер по мотивам знакомого сюжета.

Текст — Мария Шиманская

«Граф Монте-Кристо» — не только красивое, но и зрелищное кино. В повествовательных эпизодах романа авторы отыскивают саспенс и аттракцион. Не самая точная, но разумная попытка прочитать классический роман как исключительно приключенческую историю.

1 комментарий
Рекомендации