Анора (Майки Мэдисон), называющая себя по-простому Эни, работает стриптизёршей в одном из ночных клубов Бруклина. Там она встречает Ваню (Марк Эйдельштейн) — богатенького сына русского олигарха, прожигающего свою жизнь на тусовках. Пара проводит время в роскошном особняке, а после летит с друзьями в Вегас, где внезапно решает заключить брак. Узнав о произошедшем, разъярённые родители Вани прилетают в Нью-Йорк.
Споры о новом фильме Шона Бэйкера начались задолго до выхода картины в мировой и российский прокат. Причина тому — главный приз на Каннском кинофестивале. Закономерным образом мнения и рассуждения об «Аноре» — авторской комедии о браке стриптизёрши и сына русского олигарха — сконцентрировались вокруг факторов внешних: новаторство киноязыка, достоверность изображения социальных типов на экране, присутствие русских актёров на главных ролях. «Золотая ветвь» в этом случае задала планку, но увела обсуждения от фильма как такового.
«Анора» в первую очередь — очередной фильм Шона Бэйкера, уже именитого режиссёра американского авторского кино, известного своим вниманием к изображению социальных низов. Автора, способного остраняющим взглядом смотреть на непривлекательную действительность. Так, например, в его фильме «Проект „Флорида“» ключевым приёмом опознавался взгляд ребёнка, под которым трущобы представали сказочным замком. «Анора» же определяется не спецификой взгляда главной героини, а безжизненной механикой мира, в котором она живёт.
«Анора» отчётливо делится на три части. Первые сорок минут фильма режиссёр увлечённо играет в мелодраму. Будни, а точнее ночи главной героини расписаны по минутам, череда эротических танцев рифмуется с чередой кабинок с очередными клиентами. Встреча с инфантильным мажором Ваней не слишком меняет ситуацию: изображение становится чуть ярче, богаче, эффектнее. Но событийный ритм остаётся прежним, тусовки сменяют одна другую в резком клиповом монтаже.
В какой-то момент мелодрама заканчивается, после бала неизбежно наступает похмелье. Игра в принцессу завершается длинным романтичным пролётом камеры над двумя новобрачными в замке-особняке. И тогда фильм уходит в отрыв, резко меняет жанр на комедию с элементами роуд-муви.
В сказку врывается действительность: властные родители требуют развода, незадачливый муж-Иванушка сбегает, едва натянув штаны, «американская Золушка» уверенно качает права. Режиссёр выводит стереотипных героев и сталкивает их между собой, комедийным образом разрушая стереотипы. Для русского же зрителя вводится дополнительный аттракционный эффект: в дублированной версии русские актёры сами переозвучивают свои роли, ищут эквиваленты репликам на нарочито плохом английском языке.
Последнюю часть фильма Бэйкер ставит как мелодраму подлинную, как рефлексию над происходящим в предыдущие два часа. Без морализаторства он говорит о цене и расплате за веру в красивую картинку. Взбалмошный Марк Эйдельштейн уступает место нежному гопнику Юре Борисову, резкий монтаж сменяется длинными кадрами с подробным вглядыванием в лица. И в последней сцене находится место подлинности и чувству внутри очень циничного мира.
Текст — Мария Шиманская.
«Анора» — кино не столько фестивальное, сколько зрительское. Глянцевая сказка, главные герои которой в курсе, что беспечная жизнь не длится вечно.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Санкт-Петербурге и в Москве. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Золушка и Иванушка-дурачок: рецензия на фильм «Анора»