Новости

Да пребудет с тобой вера: рецензия на фильм «Еретик»

Две молодые мормонки (Софи Тэтчер и Хлоя Ист) приходят с миссионерской проповедью в дом мистера Рида (Хью Грант), который на первый взгляд кажется приветливым и добродушным. Однако вскоре девушки оказываются втянуты в зловещую игру, где под маской хозяина дома скрывается манипулятор, ставящий под сомнение их веру.

Фото: kinopoisk.ru

Не хотите ли поговорить о Боге? С этим вопросом две юные миссионерки возникают на пороге дома пожилого джентльмена в дождливый день. Мистер Рид — очередной кандидат из длинного списка на обращение в истинную веру. И обитатель загадочного дома вовсе не против поговорить о религии. Ситуация переворачивается довольно быстро, и проповедовать намереваются вовсе не монашки. Мистер Рид в блестящем исполнении Хью Гранта подготовил для слушательниц целый трактат.

«Еретик» отчётливо делится на две части, первая из которых даже очень хороша. Старик задаёт неуместные вопросы, возвещает великие истины, сравнивает религию с масскультом: выводит ироничные параллели с игрой «Монополия», музыкой Ланы Дель Рей и сагой о «Звёздных войнах». Идея каталогизации и ниспровержения церковных истин далеко не нова и не оригинальна, но герой Гранта вещает её с азартом и самоиронией.

Фото: deadline.com
Первая половина «Еретика» — увлекательно воплощённый религиозный трактат.

Оригинальность «Еретика» обеспечивается не столько многозначительностью речей и диалогов о важном, сколько спецификой их реализации. Во-первых, самой ситуацией насильственной проповеди, которую вынуждены выслушивать две напуганные девушки. Единственный вариант на спасение — вступить в диалог, заболтать, переспорить.

Ситуация непрерывного риторического противостояния злодея и его жертв организуется тщательно продуманным формальным устройством. Многообразие приёмов — будь то движение камеры, деформирование оптики, укрупнение на детали или акцентирование закадровых звуков — мастерски выстраивает драматургию фильма. Хороший текст, точные актёрские реакции и техничная раскадровка превращают нравоучительное зрелище в увлекательнейшую игру.

Фото: kino-teatr.ru

Во второй половине фильма мистер Рид, а вместе с ним и режиссёры Скотт Бек и Брайан Вудс, переходит от теории к практике. Теперь проверяем религию жанром. И все гипотезы мгновенно обнаруживают свою несостоятельность. В середине повествования «Еретик» переходит на территории триллера, хоррора и детектива и нигде не преуспевает.

Триллер ограничивается клаустрофобным пространством и парой эпизодов выстраивания саспенса на параллельном монтаже — довольно избитых и предсказуемых. Говорить о религии средствами хоррора, всегда избирающего своим материалом зло, — хороший подход, только здесь он исчерпывается несколькими скримерами и пугающими фигурами. Детективная составляющая тоже проваливается, и не только из-за предсказуемости финального поворота. Камера, весь фильм действующая заодно с маньяком, последовательно выстраивающая ловушку, в какой-то момент по необъяснимым причинам перенимает точку зрения жертвы.

Едва «Еретик» переходит от разговора к действию, он теряет внятность, ровность ритма и ироническую интонацию. Идеи главного героя стремительно приближаются к безумию, но фразы произносятся всё более многозначительным и серьёзным тоном. В фильме решают поговорить обо всём сразу: о воскресении и пророчествах, о симуляции реальности, о тотальности контроля и об обретении веры.

«Ваш план провалился, и вы решили импровизировать» — бросает маньяку одна из жертв. Так и финал «Еретика» схож с неудачной импровизацией.
Фото: kinopoisk.ru

Текст — Мария Шиманская

«Еретик» предлагает остроумное воплощение религиозной риторики, но к финалу превращается во второсортный триллер. Тот случай, когда разговоры оказались важнее действий.

Оставьте комментарий
Рекомендации