После смерти Папы Римского кардиналы собираются на конклав, где разворачивается напряжённая борьба за право возглавить Церковь. Тайные интриги, скрытые амбиции и неожиданные откровения грозят перевернуть ход голосования. Один из кардиналов оказывается перед дилеммой, от которой зависит не только его судьба, но и будущее всей Церкви.
В Ватикане настали смутные времена: в ночи скоропостижно умирает Папа Римский. Все необходимые процедуры соблюдены, молитвы прочитаны, покои опечатаны. Со всего мира кардиналы собираются на конклав — церемонию выбора следующего главы Церкви. Да начнётся битва.
Режиссёр «Конклава» Эдвард Бергер, прославившийся экранизацией романа «На Западном фронте без перемен», снимает церковь как место, лишённое ореола сакральности. Камера фиксирует стильные и вычищенные пространства, не обделённые при этом фактурой, — в кадре то и дело возникают морщинистые лица священников.
«Конклав» предлагает непривычный взгляд на церковь, при котором сакральное и профанное уравнены между собой. Никакой излишней почтительности и пиетета: камера сокращает дистанцию и пристально вглядывается в устройство церковной иерархии. Современная церковь предстаёт одним из институтов, которому не чужды приметы времени: священник произносит проповедь в микрофон, к месту сбора кардиналов подвозят комфортабельные автобусы, а в номерах для них подготовлены все удобства.
Фильм следует классической структуре с необходимыми сюжетными поворотами — уличениями очередного лидирующего кандидата в очередных нечистых делах. В таком сюжете церковь можно было бы заменить любой другой институцией, чему благоволит политическая направленность конфликта. Но роскошные декорации Ватикана служат не только необходимым антуражем — для церкви первостепенны религия и вера.
За веру и сомнения в фильме отвечает главный герой — кардинал Лоуренс в исполнении Рэйфа Файнса. Он же является двигателем детективного повествования, непосредственным участником и зрителем каждого события. Фигура Файнса вводится в качестве ненадёжного рассказчика: часть эпизодов обрывается, акцентируя неполноту знания зрителя. Насколько остроумным был бы сюжетный поворот из «Убийства Роджера Экройда», но создатели придерживаются классических схем и следуют тексту романа Харриса.
Кардинал Лоуренс предстаёт едва ли не единственным человечным участником конклава, чьи чаянья и слабости не ограничиваются желанием обрести высший титул. Герой страдает от кризиса веры, от порученных ему забот, но методичность режиссуры не даёт ему отклониться от основной истории. В одной из ключевых сцен он со слезами смотрит на папскую постель, на крупном плане Файнс играет скорбь, стыд и сомнение. Чтобы тут же, мгновенно, по указанию закадровой музыки и движению камеры успокоиться и невозмутимо вернуться к детективному сюжету — поиску компрометирующих свидетельств.
Чем ближе к финалу, тем больше в «Конклаве» размываются тонкости и сложности, любого рода сомнения и многозначности. Изображение всё больше напоминает красивую открытку, образная структура упрощается, а решающий выбор обеспечивается шаблонными речами. Режиссёр ведёт к заранее подготовленному финалу, упуская все предыдущие наработки и не оставляя места сомнению.
Текст — Мария Шиманская
«Конклав» — стильный, захватывающий, хоть и предсказуемый триллер в церковном антураже. Рассудительный и трезвый взгляд на веру, постепенно уступающую правилам политической игры.