В России существуют десятки промыслов. Некоторые из них (например, хохлома) известны во всём мире и у многих иностранцев ассоциируются с нашей страной, другие (скажем, старооскольская глиняная игрушка) не столь популярны, но не менее интересны.
Ни одно ремесло не появляется просто так: на его возникновение могут влиять разные факторы — исторические события, народные обычаи и даже климат. Мы не берёмся рассказывать вам о происхождении всех народных промыслов — этому можно посвятить не одну книгу. Но самыми любопытными историями с удовольствием поделимся.
Глину в Гжельской волости начали добывать ещё в XVII веке. Сначала делали из неё аптекарские сосуды, потом — кирпич, после — фарфор. Любопытно, но когда-то произведения гжельских мастеров были разноцветными. В привычные нам сине-голубые оттенки они окрасились с распространением в XIX веке моды на кобальт. Хотя жители Гжели поэтично говорят, что во всём виновато небо: по их версии, оно настолько синее над селом, что было грех не перенести эти удивительные краски на хрупкий фарфор.
Нетрудно заметить, что мезенская роспись напоминает наскальную живопись. Вероятно, именно рисунки древних людей, населявших современную территорию Русского Севера, в своё время вдохновили жителей низовий реки Мезень на создание наивных композиций с конями и оленями в качестве центральных персонажей. Орнаменты мезенской росписи глубоко символичны и восходят к языческим верованиям.
История вологодского кружева началась в помещичьих имениях близ Вологды, где крепостным было велено освоить западноевропейскую технику создания утончённой отделки к платьям и белью. У мастериц получалось настолько хорошо, что со временем они стали оплетать Петербург и Москву. Идеи орнаментов, по всей вероятности, они черпали в морозных узорах на окнах.
Всеволод Рождественский, поэт:
Пальцы, лёгкие и проворные, Заплетают, вспорхнув едва, Как мороз по стеклу, узорные Вологодские кружева.
Хохломская роспись — пожалуй, самый известный русский промысел. Согласно одной из теорий, он зародился в лесах Заволжья, где скрывались от гонителей староверы. Среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры. И те, и другие прекрасно владели кистью, а последние, к тому же, много работали с цветочными орнаментами. Художественные умения переселенцев вкупе с талантом местных токарей обусловили зарождение хохломы.
Оренбургского платка не было бы без особой породы оренбургских коз. Из их пуха русские казачки наловчились вязать тёплые изысканные шали с затейливыми узорами.
Неоднократно предпринимались попытки вывезти оренбургских коз за границу, чтобы наладить там производство изделий из нежнейшего материала. Но вот незадача: спустя какое-то время нахождения животных на чужбине их пух теряет драгоценные свойства и становится «обычным». Причина — отсутствие морозного уральского воздуха.
Когда-то на Вятской земле существовал народный праздник — Свистопляска. Его непременным атрибутом была свистулька. В преддверии гуляния жители слободы Дымково добывали местную ярко-красную глину, лепили из неё фигурки-флейты и окрашивали их в яркие цвета.
Со временем праздник канул в Лету, а вот промысел продолжил своё развитие. Дымковские мастера стали создавать не только свистульки, но и игрушки — преимущественно в форме баранов, индюков, скоморохов, барынь, нянек с детьми.
То, что косторезное ремесло зародилось близ беломорского побережья, напрямую объясняется географией. С древних времён северяне охотились на моржей и тюленей, искали останки мамонтов. Из добытой кости делались предметы быта и украшения, позднее — предметы декора. Искусные мастера вырезали на белоснежном материале растительные орнаменты, образы животных, сценки народной жизни.
«Отцом» матрёшки считается художник Сергей Малютин. Вероятно, идея создания разъёмной деревянной куклы пришла к нему после того, как он увидел вкладывающихся одна в другую японских куколок, олицетворяющих богов счастья. Представитель русского стиля, он занимался возрождением народной культуры и потому решил «одеть» фигурки в традиционные сарафаны. Продолжение вы знаете: матрёшка обрела огромную популярность и стала абсолютным национальным символом.
Ремёсла, о которых мы рассказали в этом материале, — лишь малая часть национального богатства страны. Если вы хотите глубже погрузиться эту тему, мы подготовили для вас некоторые рекомендации.
В Москве советуем посетить Музей декоративно-прикладного и народного искусства, в Подмосковье — музей-заповедник «Абрамцево», в Петербурге — Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Этнографический музей и Русский музей.
У канала «Культура» есть отличный проект, посвящённый народным промыслам. На YouTube-канале можно найти десятки видео, посвящённых гончарному и златошвейному делу, ткачеству, стеклодувному мастерству, лаковой миниатюре и другим видам народного творчества.
На сайте ассоциации «Народные художественные промыслы России» собрано много полезной информации о разных ремёслах. Там же публикуют анонсы тематических выставок.
О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы».
Тем, кто хочет создать что-то своими руками в домашних условиях, рекомендуем виртуальные мастер-классы по тагильской, хохломской, мезенской и гжельской росписям, лепке скопинской и романовской игрушек, лозоплетению.
Оставьте комментарий