Новости

Сергей Виноградов: русский импрессионизм

Сергей Виноградов жил в эпоху больших перемен, но по его живописи этого не скажешь: живые светлые картины несут в себе ощущение непрекращающегося безмятежного счастья. Кажется, художник существовал в созданном им же мире, где нет ни горестей, ни печалей. Сегодня предлагаем поговорить об этом неподражаемом авторе, который мастерски умел останавливать время — так же, как импрессионисты.

Фото: artchive.ru

Рисовать светом

Творчество Сергея Виноградова несёт в себе очевидный отпечаток французского импрессионизма с его стремлением выхватить из действительности мгновение и перенести эту быстротечность на холст.

Сергей Виноградов:

«Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть всё, что волнует».

Как и в случае с французскими «коллегами», главным инструментом Виноградова был свет — живой, изменчивый, наполняющий всё и вся движением и энергией. Для картин мастера характерно обилие воздуха и общее радостное настроение.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Пётр Пильский, журналист:

«Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, всё вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».

Учился Виноградов у известнейших мастеров эпохи — Владимира Маковского, Иллариона Прянишникова и Василия Поленова.

Владимир Маковский. В жаркий день
Фото: artchive.ru
Илларион Прянишников. Порожняки. 1871
Фото: artchive.ru
Василий Поленов. Дворик
Фото: artchive.ru

Поленов водил своих студентов к Павлу и Сергею Третьяковым, где те могли вживую посмотреть на полотна Камиля Коро, Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Так Виноградов знакомился с виртуозной техникой великих живописцев.

Камиль Коро. Воспоминания о Куброне
Фото: artchive.ru
Эжен Делакруа. Вид на Танжер и два сидящих араба
Фото: artchive.ru
Гюстав Курбе. Шильонский замок
Фото: artchive.ru
Виноградов так хорошо разбирался во французской живописи, что даже давал советы коллекционеру Михаилу Морозову.

Пейзаж как состояние души

Виноградов писал деревенские сценки, портреты, интерьеры. Но, конечно, важнейшее место в его творчестве занимает пейзаж — эмоциональный, подвижный, выразительный, пропитанный трепетным отношением к родной земле.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Антонина Пенэрджи, журналистка:

«Виноградов глубоко национальный художник, завороженный русской природой в её скромной замкнутости».

В начале 1900-х годов мастер обратился к теме уходящих в прошлое дворянских гнёзд. Эти картины несут светлую тоску по былой эпохе и эмоционально перекликаются с творениями Виктора Борисова-Мусатова.

Фото: artchive.ru
Оставьте комментарий
Рекомендации