Новости

Шпионаж и вера: рецензия на фильм «Заговор в Каире»

Адам (Тауфик Бархом) — бедный парень из египетской провинции, сын обычного рыбака. Ему выпадает шанс учиться в лучшем мусульманском университете Каира Аль-Азхар, который одновременно является мечетью и резиденцией местного духовенства. Но как только юноша, полный восхищения и надежд, начинает свой путь в качестве студента, он тут же оказывается внутри политического заговора. Великий имам умирает, и задача элит продвинуть на высокий пожизненный пост своего кандидата. В лице государственных спецслужб выступает полковник Ибрагим (Фарес Фарес), который использует Адама в своих целях, чтобы выбрать имама из числа тех, кто поддерживает президента. Истинно верующий и непорочный Адам завербован, и кто выиграет эту опасную игру — неизвестно.

Фото: kinopoisk.ru

Тарик Салех путает зрителя ещё со вступительных титров. Египетское имя автора, арабская вязь в названии, заявочные планы исламского мира, которые редко можно увидеть на экранах. Приходится обманываться и не единожды. Салех — шведский режиссёр, имеющий как египетские, так и скандинавские корни, неевропейский язык — всего лишь часть эстетического оформления. Каир и вовсе оказывается Стамбульским районом Султанахмет, где вместо Аль-Азхара — Голубая мечеть. Режиссёру запрещён въезд в Египет после его триллера «Случай в отеле Нил Хилтон» о коррупции и критике местных властей. Но почему-то именно эта почва продолжает интересовать Салеха, и он вынужден воссоздавать особый мир Каира по крупицам в другой восточной стране.

Восточный мусульманский мир, декорации мечети, которые обращают нас не то к пафосу, не то к величию: есть вероятность, что европейский зритель мало знаком с подобным. Для большинства местность, где разворачивается действие, покажется оригинальной и удивительной находкой. Казалось бы, у режиссёра есть все шансы создать авторскую историю, выстраивая драматургию только на основе уникального пространства, которое само по себе обладает магической атмосферой. Но, к сожалению, Салех использует этот мир лишь в качестве декорации. Он уделяет почти час экранного времени только погружению в этот микромир. В какой-то момент всё действие превращается в захватывающий перформанс. Однако этого недостаточно, ведь вся сюжетная канва и киновселенная сконструированы по классике шпионского триллера. Всё в лучших традициях Голливуда, но местами избито и невнятно. Для любителей жанра — даже скорее предсказуемо.

Салех запускает множество сюжетных линий: показывает алчность политических элит, следующих исключительно своим интересам, и не совсем кристальную чистоту религии, которая зачастую действует, опираясь не на истину веры, а на марионеточные указания сверху.

Единственный праведный герой — само собой Адам. Но и он оказывается на распутье. Его суждения проходят самую настоящую проверку на прочность. Почти всё, как завещал американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл, выделяя мономиф как феномен. Адам — такой же герой кино, как и многие другие. Он проходит некий путь с представленными испытаниями, как проходят его и другие киногерои. Разница лишь в представленных в картине условиях: декорации, обстоятельства, персонажи.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Тем не менее режиссёр не делает конкретных выводов. Он соблюдает мудрый баланс между критикой религии и политического аппарата, что само по себе противоречит канонам выбранной драматургии. Согласно классике жанра всегда есть злое и доброе, плохое и хорошее. Герои Салеха не до конца понятны, их истинные цели и принципы остаются загадкой, их трудно отнести к конкретным лагерям.

Таким образом, «Заговор в Каире» балансирует между двух граней. От авторского кино здесь есть уникальный киномир и противоречивые герои. От массового — мощная детективная линия, напряжение, шпионаж и зрелищные элементы боевика. Безусловно, второго в фильме больше, чем и оправдана награда за лучший сценарий в Каннах. Но так или иначе, хочется более внятной позиции и большего количества острых точек вместо смазанности финала и итогов.

Текст — София Маргацкая.

Оставьте комментарий
Рекомендации