Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Сказка об удалом гонце: рецензия на фильм «Экспресс»

Руслан Братов — режиссёр-дебютант, который по примеру сокуровских учеников едет в родной Черкесск на Кавказ рассказывать простую пацанскую историю. Однако вопросы экзистенциальные Братова не так сильно интересуют, как Балагова, Коваленко или Битокова. Куда более интересен для автора колорит и оригинальная жанровая форма.

96
Фото: film.ru

Саша Сосланов (Лев Зулькарнаев) по кличке Сос из последних сил держится за учёбу в университете, чтобы иметь возможность жить в общаге. Ведь на квартиру и питание денег нет. Единственное, чем спасается герой — это ставки на спорт в местной конторе. В один из вечеров он встречает Олега (Павел Ворожцов), на которого регистрирует очередную карточку с подарочным депозитом в 1000 рублей. Эта сумма может вырасти до миллиона буквально за три дня, если сыграет экспресс — последовательность матчей, где Сос поставил на победу разных команд. Но как только парню начало везти, карточка пропадает вместе с его другом по кличке Серый (Сергей Гайтеров). Теперь Саше предстоит вернуть свой шанс на удачу и светлое будущее.

В 2022 году «Экспресс» выиграл главный приз в основной программе кинофестиваля «Окно в Европу».

Персонажи «Экспресса» запоминаются с первого взгляда. Несмотря на то, что зрителю наверняка знаком здесь только актёр Павел Ворожцов, все остальные сразу становятся родными. Все очень типажные, за что спасибо кастингу. Эдакий хулиган Лев Зулькарнаев, исполнитель главной роли, покоряет своей улыбкой и фразами, которые вызывают смех. Или Сергей Гайтеров в роли Серого, который на горящую аптеку многозначительно произносит: «Лирика…». Поэт в душе, оторва снаружи. В конце концов, Артур Хатагов в роли неудачливого таксиста Виктора, который в то же время пугает своим взглядом исподлобья. Новые лица на экране как глоток свежего воздуха, а их самобытность придаёт фильму искру, жизнь, которой, кажется, давно не хватало российскому кинематографу на фоне размышлений о глобальном и великом. Это прямо сенсация.

Вообще сам фильм не похож на то, что мы раньше видели о людях Кавказа. Ученики Сокурова брали остро социальными темами, драмой на грани трагедии, высокими метафорами и отчаянностью героев, в каждом из которых можно было найти черты Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького. Братов же уходит в фарс, в трагикомедию.

Здесь зрителя так и выводят на лёгкий смешок. А героев ленты и вовсе трудно назвать героями, это скорее персонажи современной сказки.

Хотя проблемы общества тут тоже есть вроде бедных студентов и Обломовых XXI века, которые скитаются по городу и не могут найти себе не то что счастье или смысл жизни, а уголок для обитания. Но унывать некогда, есть вещи поважнее в этом локальном мире. Например, спасти ежа и исполнить песню на гитаре собственного сочинения. Добиться внимания красивой преподавательницы. Или вот отстоять право пить бесплатный кофе в букмекерской конторе. Наконец, найти карточку, на которую вот-вот может свалиться миллион рублей.

Волшебный экспресс из событий, который равен билету в счастливую жизнь, является основным двигателем сюжета. Сначала это выглядит как очередное развлечение от безделья, затем как вызов самому себе, а потом и вовсе ставка начинает играть, аж дух захватывает. Но было бы странно ограничивать фильм лишь такой интригой. Неунывающий, но непутёвый Сос, конечно же, теряет ту самую заветную карточку. Но не горевать же теперь. Для Саши это скорее новое приключение и шанс попытать удачу через такую многоходовочку.

Кадр из фильма «Экспресс»
Кадр из фильма «Экспресс»
Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Экспресс»
Кадр из фильма «Экспресс»
Фото: rg.ru

Нелепость этих приключений продиктована простотой и наивностью всех участников. Опрометчиво было кричать про выигрыш в тюремной камере, куда герой попадает совершенно случайно и где ему на хвост садятся зэки. Ещё более опрометчиво было регистрировать экспресс на чужую карту, а не на свою. По иронии судьбы всё как всегда решает сюжетный твист и человек, оказавшийся в нужном месте в нужное время.

Но Братов так искусно обращается с материей своего творения и с драматургией внутри него, что все эти нелепости становятся слишком очаровательными и подкупают даже тогда, когда ты предполагаешь, чем всё закончится.

Тем не менее ответов зритель не получит, нам достанутся лишь ключи для разгадки. Самое интересное, что даже сам Сос не знает, на что потратил бы выигрыш. У него нет мечты и большой цели, он легко обещает всем направо и налево по 50 или по 100 тысяч рублей, если ему помогут найти карточку. Вполне вероятно, что ему нужны не столько деньги, сколько азарт. Ну и какое-то время не думать об обеспечении базовых потребностей. Но что потом? Снова экспресс?

В общем, Братов не даёт повода загрустить и снимает весёлое остроумное кино. И хоть иногда оно разваливается на отдельные скетчи, всё равно превращает реальность в сказку о гонце за счастьем, с которым, правда, неизвестно что делать. Здесь можно утешать себя небылицами и легендами про собак, мечтающих лизнуть луну. А ещё здесь можно никуда не рваться, как это принято, и припеваючи существовать в своём локальном сообществе, ведь сумасшедшим жить легко. В конце концов, надежда на что-то абстрактно светлое сильнее, чем боль разочарования от недосягаемости вершин.

Текст — София Маргацкая

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250
Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


  Опубликовано ID40697

Комментарии к «Сказка об удалом гонце: рецензия на фильм «Экспресс»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в городе
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.