Новости

Сквозные дворы Васильевского острова: как пройти и что посмотреть. Часть 1

Как один из центральных исторических районов Петербурга, Васильевский остров можно изучать регулярно и каждый раз находить что-то новое. Каждый дом здесь не похож на предыдущий, любое историческое здание — будто страница из краеведческого справочника.

Во время нашей прогулки мы не будем останавливаться у каждого знакового доходного дома или общественного здания — это займёт слишком много времени. На этот раз маршрут мы позаимствовали у архитектора Екатерины Новиковой. Несколько лет назад петербурженка составила схемы прохода по историческим районам «для своих» и перенесла их на рисованную карту.

Мы воспользовались продуманными маршрутами по открытым дворам и теперь подробно рассказываем, что интересного прячется на нешумных улицах Васильевского острова. Пройдём по закоулкам и дворикам от 2-й—3-й до 18-й—19-й линий между Малым и Средним проспектами.

Начнём с участка от 2-й—3-й до 10-й—11-й линий Васильевского острова. Ближайшая станция метро к месту начала нашей прогулки — «Спортивная». От неё сквозных проходов по дворам, к сожалению, нет, поэтому пройдём по 1-й линии, свернём на Средний проспект и повернём направо — на 2-ю—3-ю линии.

Что посмотреть?

Сразу за домом № 41 на 2-й линии находится небольшой пустырь между зданиями. В первой половине XVIII века на этом месте (вплоть до 1-й линии) находился «Бонов дом» — имение землевладельца генерала Германа Иоганна фон-Бона. В 1732 году территорию арендовала Академия наук под жильё служащих и ботанический сад.

Спустя 15 лет пятикомнатную квартиру в «Боновом доме» предоставили Михаилу Ломоносову, как химику и сотруднику Академии наук. Здесь учёный жил сам и организовал химическую лабораторию. После его переезда в собственную квартиру на Мойке, лаборатория продолжала работать под руководством других химиков. Позже участок продавался, деревянное здание перестраивали новые хозяева, а во времена Великой Отечественной войны постройку разобрали на дрова. До наших дней сохранился только фундамент, который теперь охраняют как региональный памятник.

Фото: citywalls.ru
Автор: PavelT Макет лаборатории Ломоносова

Точка начала нашей прогулки по дворам находится в арке доходного дома № 40 на 3-й линии На этой же стороне улицы, но чуть дальше, под номером 52, корпус 1, находится дом Невской фабрики обоев Лихачёвой. Мы уже останавливались здесь во время поисков самых интересных витражей Васильевского острова. Участок принадлежал петербургской купчихе, которая переоборудовала существовавший здесь цех по производству проволоки в обойную фабрику. Лихачёвские обои славились качеством цвета и рисунка. В начале XX века их можно было купить здесь же, на 3-й линии, или в магазине на Садовой.

В советские годы фабрика проработала около 10 лет, а затем специализировалась на выпуске учебных пособий. В 1990-м советско-американское предприятие «Альба» организовало обувное производство. Через несколько лет дом стал жилым. В парадных сохранились яркие витражи, фрамуги над парадным входом и лепной орнамент на фасаде.

Фото: wikimapia.org
Автор: anmazarin

Возвращаемся к нашему маршруту. Входим в арку дома № 40, проходим прямо до первого поворота налево. Во дворе между домами как будто бы затерялась часть средневековой европейской улочки — это одна из самых маленьких площадей в Петербурге и России — Флигельная площадь. Официально её существование не закреплено, несмотря на синий указатель на одном из домов. Говорят, что когда-то площадь была гораздо больше, но затем её застроили жильём. Теперь это одна из неформальных достопримечательностей Петербурга.

Фото: citywalls.ru

Пересекаем площадь, поворачиваем направо и выходим из арки дома № 31 на 4-ю и 5-ю линии. В районе пересечения улицы с Малым проспектом просторный участок занимает исторический комплекс зданий лечебницы для душевнобольных Александра Фрея. Первый больной поступил в заведение 14 февраля 1867 года. Спустя ещё несколько лет больницу расширили до 50 коек. В клинике провёл последние месяцы своей жизни художник Михаил Врубель. Здесь же оказывали помощь писателю-народнику Глебу Успенскому, писателю Всеволоду Гаршину.

После революции учреждение стало городской психиатрической больницей № 5. С 1924 года в ней работал знаменитый физиолог Иван Павлов. Сегодня здесь работает Городская наркологическая больница.

Фото: citywalls.ru
Автор: люблюпитер

Возвращаемся к арке, из которой мы вышли. Прямо на неё смотрит готический (а точнее псевдоготический) особняк — доходный дом Еремеевой. Участок в 1903 году приобрела женщина-врач, а здание за два года построил её муж архитектор. Шестиэтажный дом облицован красным кирпичом. Шпили и башни выделяются среди застройки Васильевского острова и перекликаются с Лютеранским Михайловским собором на Среднем проспекте. Дом остаётся жилым до сих пор.

Фото: citywalls.ru

Чтобы пройти дальше по дворам, ныряем под готические своды арки доходного дома. Во дворе нас встречает длинная подводная лодка, которую облизывает морская вода, а рядом плещутся дельфины, похожие на рыб из фонтанов Петергофа. Это граффити на фасаде здания, которое занимает Клуб моряков подводников. Рисунок стал местной достопримечательностью.

Фото: citywalls.ru

Проходим направо вдоль здания, затем прямо по двору, сворачиваем налево и идём через двор-колодец доходного дома на 6-й линии, 39, выходим из его арки. Здание слева (под номером 37) — доходный дом Мельцер. Дом для себя построил военный инженер в 1910 году. Здание в стиле модерн украшают классицистические детали. Интересен, например, барельеф над аркой со стороны двора, изображающий древнегреческий эпизод. Греческие мотивы можно встретить и на парадном фасаде дома, в лепнине и барельефах. Интересны и интерьеры: внутри сохранились исторические печи и камины, облицованные плиткой, лепнина, входные двери начала XX века.

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru
Двор дома в начале XX века
Фото: citywalls.ru

Поворачиваем из арки направо и проходим по 6-й—7-й линиям. Под номером 47 находится доходный дом Сагалова. Следующее здание без декора также относится к доходному дому, несмотря на разительное отличие в фасадах. Всё потому, что участок застраивался в два этапа: правую половину возвели в 1912—1913 годах, а в 1914 году (уже при участии другого архитектора) построили левую, но из-за Первой мировой войны лицо здания осталось без украшений.

Правая часть здания интересна своим внешним барочным декором, извилистым двором-колодцем и витражами, сохранившимися в парадных.

Фото: wikimedia.org

Парадная дома смотрит на Благовещенскую церковь и одноимённый сад. Первая деревянная церковь здесь появилась в середине XVIII века. Её посещали филолог Василий Тредиаковский и учёный Михаил Ломоносов. Строительство каменного храма началось в 1753-м году и продолжалось в течение почти 10 лет. За следующие сто лет храмовый комплекс получил четырёхъярусную колокольню и шатровую часовню.

При советской власти храм отдали комиссариату авиационной промышленности под производство. Помещения разделили на кабинеты, роспись середины XIX века закрасили, целостность стен нарушили креплениями для лестниц и подъёмников, а в алтаре разместили щитовую. Отреставрировать церковь удалось в начале XXI века. Специалисты смогли спасти роспись, освободив её от масляной краски.

Фото: wikimedia.org
Pavlikhin, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Пересекаем Благовещенский сад, выходим на 8-ю линию и спускаемся в сторону Среднего проспекта. На пустыре между уличной застройкой слева заметно здание, похожее на русский терем или старинную церковь. Это бывший дом Благовещенского синодального подворья. Изначально это был жилой дом купца Бобкова, построенный в 1828 году. После смерти владельца здание перестроили и превратили в церковь Николая Чудотворца.

Дом много лет оставался в ведении духовенства: здесь располагалось Синодальное подворье, затем женский монастырь, затем его вновь передали Синоду. Сегодня здесь находится научная библиотека РАНХиГС. В интерьерах сохранились элементы церковного убранства и даже росписи.

Фото: wikimedia.org
GAlexandrova, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

На той же стороне улицы, но на три дома ближе к Среднему проспекту, находится ещё один терем, но выстроенный уже в стиле модерн. Доходный дом Алексеева 1912 года постройки выделяет асимметричность фасада, отделка камнем, выступающие узорные эркеры.

Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Фото: wikimedia.org

Возвращаемся ближе к Благовещенскому саду и переходим на сторону 9-й линии. Входим в арку доходного дома под номером 54. Здание не носит имени своего исторического владельца, но известно, что оно построено в 1905—1907 годах видными архитекторами Крыжановским и Маккензеным. Кстати, кроме неоклассицистического декора фасада примечательны исторические расстекловки окон в парадных. Полюбуйтесь, если удастся попасть внутрь (но без хулиганств!).

Пересекаем широкие просторные дворы доходного дома и флигелей и выходим через арку дома № 41 на 10-ю и 11-ю линии. Правее от арки, под брандмауэром высокого шестиэтажного доходного дома, притаился скромный трёхэтажный домик — это дом дешёвых квартир Крестового благотворительного общества.

Собственником и инициатором строительства в 1901 году была организация, которая помогала нуждающимся любого пола, возраста и вероисповедания. Неимущих поддерживали одеждой, едой, лекарствами, а в особых случаях даже деньгами, старикам помогали в поисках приютов, а детям выделяли средства на обучение. В доме дешёвых квартир постояльцы располагались в 30 помещениях. Сегодня здесь находятся коммерческие помещения. Недавно дом отреставрировали.

Фото: citywalls.ru
Автор: _yuliarib_

Через дом от арки дома № 41, из двора которого мы вышли, находится Еврейский сиротский дом 1881 года постройки. Большую часть участка, как и сто лет назад, занимает сад, в который смотрит главный фасад дома. Здание построили по заказу Дамского комитета. Еврейским дом назывался так из-за происхождения своих организаторов и людей, которые в нём работали. В Сиротском доме обустроили мужское отделение и ремесленное училище со своей столярной, чулочной, швейной и ковёрной мастерскими. В разные годы здесь воспитывались до сотни детей.

После революции дом стал Государственным еврейским детским домом, куда определяли детей, потерявших родителей в годы Гражданской войны. Впоследствии на основании детского дома была организована полная национальная еврейская школа, где все ученики говорили на идише. Сегодня Сиротский дом занимает управление образования и культуры Василеостровского района.

Фото: wikimedia.org
Kemal KOZBAEV, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

С противоположной стороны сада находится ещё одно историческое общественное учреждение — дом Высших женских курсов, которые также называли Бестужевскими по фамилии первого директора. Бестужевские курсы — одно из самых первых высших учебных заведений для женщин в России, открытое в 1878 году. Они занимали несколько зданий: соседние на 10-й линии (№ 31 и 33), а также комплекс домов на Среднем проспекте (№ 41—43).

Лекция профессора Веденского в 1890 году
Фото: citywalls.ru
Слушательницы курсов в 1900-х годах
Фото: citywalls.ru
В лаборатории (1910—1914 годы)
Фото: pastvu.com
Фото: pastvu.com
Фото: pastvu.com

«Бестужевки» посещали три курса: физико-математический, словесно-исторический и специально-математический; через почти 30 лет открылось ещё и юридическое отделение. Для практических занятий, особенно по естественным наукам, в распоряжении курсисток были богато обставленные лаборатории, библиотеки. Лекции читали лучшие преподаватели высших учебных заведений Петербурга. После 1910 года сертификат об окончании Бестужевских курсов приравняли к диплому о высшем образовании.

Начало Первой мировой войны сильно пошатнуло положение курсов. Из-за проблем с финансами здания общежитий превратили в доходные дома. После революции курсы преобразовали в Третий Петроградский университет, который впоследствии стал частью Петроградского государственного университета (ныне СПбГУ). Среди известных слушательниц курсов — революционерка и жена Ленина Надежда Крупская, сёстры вождя пролетариата Ольга и Анна Ульяновы, писательница Ольга Форш, актриса и мемуаристка, дочь Дмитрия Менделеева и жена Александра Блока Любовь Блок (Менделеева), румынский математик, первая женщина-профессор Румынского университета Вера Миллер-Лебедева и другие.

Фото: citywalls.ru
Автор: Виктор М

Сегодня здесь всё также находятся факультеты СПбГУ. В помещениях сохранилось множество исторических реликвий, особенно примечательна библиотека, которую будто бы совсем недавно покинула последняя «бестужевка».

1 комментарий
Рекомендации