Предыстория
До XIX века участок, который сегодня занимает величественный «дом с башнями», фактически пустовал, как и сама Петроградская сторона. Жизнь в этой части города закпипела со строительством Троицкого моста в 1903 году.
На участке выстроили маленький деревянный домик, в котором поселилась прусская поданная К. Ф. Фелькель. Свободную часть её владений заняли велодром и каток, на котором в 1898 году прошли два значимых для российского спорта события. Здесь впервые состоялся показательный матч по боксу и матч по хоккею с мячом.
Спустя год участок перешёл к потомку Фелькель. Со стороны нынешней улицы Льва Толстого он решил возвести первое каменное здание, в котором разместилось городское женское училище.
Его творение имело классический облик: симметричный фасад, стены без вычурного декора, оформленные рустом нижние этажи, обрамлённые треугольными и овальными сандриками окна. Первой доминантной новой площади стала венчающая дом круглая башня, перекрытая гранённым куполом.
В 1909–1910 годах во время облагораживания Петроградской стороны Большой проспект продлили до реки Карповки. В работах по перепланировке активное участие принимал Константин Розенштейн, которому и отошли бывшие владения Фелькель вместе с училищем.
Возведение и архитектурные особенности нового здания
Архитектор решил перестроить здание, однако над современным обликом средневекового дома-замка трудился не только новый хозяин. Он пригласил к сотрудничеству архитектора Андрея Белогруда. Тот отказался от ордерной системы и классической симметрии в пользу композиционной свободы и обилия готических элементов.
Фасад дома, обращённый к площади Льва Толстого, примечателен двумя шестигранными башнями над основным массивом здания. Углы башен оформлены серым рустом, который контрастирует с белой плоскостью стены. Разные по форме и декору окошки расположены на центральном фасаде хаотичным образом. Эта композиционная беспорядочность объясняется тем, что новый дом буквально поглотил пятиэтажное здание женского училища. Помимо окон нарушает общее равновесие декоративный циферблат со знаками Зодиака.
В то время как декор центрального фасада составляют цветочные гирлянды, стрельчатые арочки, гербы, морды животных и фигурки путти, оформление боковых фасадов выглядит более упорядоченным. Часть вдоль Большого проспекта имеет чёткое горизонтальное членение в виде узких полосок карнизов, оформленных дентикулами. На уровне второго и четвёртого этажей в шахматном порядке расположены массивные балконы, увенчанные балюстрадой и арками.
Фасад здания вдоль улицы Льва Толстого имеет не горизонтальное, а вертикальное членение — части здания обозначены объёмными эркерами, оставшимися от женского училища. Их украшение перекликается с декором фасада противоположной стороны.
Прочность настоящего замка
С каждой стороны здание имеет уникальный вид. Как очень точно отметил советский и российский историк архитектуры Борис Михайлович Кириков:
Однако за удивительным и одновременно весьма сдержанным внешним обликом скрываются конструкции повышенной прочности. Межэтажные перекрытия несут многопролётные двутавровые балки — оригинальное изобретение Розенштейна. Благодаря его инженерному решению дом выстоял в годы Великой Отечественной войны, когда рядом с его стенами разорвалась фугасная бомба. Этот снаряд оставил огромную воронку на Большом проспекте, но не навредил мощному «дому с башнями».
Инженерная мысль Розенштейна нашла своё выражение и в жилом пространстве — комфорт обитателей доходного дома архитектор ценил превыше всего. К услугам квартирантов во всех апартаментах установили газовые плиты, утопленные в пол ванны, обогреватели, встроенные шкафы.
Знаменитые жильцы и знаковое учреждение
В здании в разное время останавливались знаменитые деятели искусства и творческие люди. Здесь жили архитектор здания Андрей Белогруд, писатель Леонид Андреев, певец Александр Давыдов, художник Андрей Ушин и многие другие.
В 1921 году на первом этаже бывшего доходного дома открылся кинотеатр. Затем его помещение заняла студия Ленинградского телевидения. Позже студию выселил театр «Эксперимент» со зрительным залом на 220 человек. Век этого театра был недолгим — «Эксперимент» закрылся уже через 10 лет.
Хотя сам Андрей Миронов в доме никогда не бывал, поговаривают, что до революции закладной на часть дома владел дед актёра. Театр примечателен своей камерной и уютной атмосферой. В небольшом зале зритель ощущает себя героем действа — к нему обращаются актёры на сцене, его стремятся удивить и рассмешить.
Удивительным образом сложилась судьба не только здания, но и его хозяина — архитектора Розенштейна. Когда многие деятели культуры покидали охваченную революцией страну, он остался верным родине, городу и ремеслу. Розенштейн продолжал работать по специальности: участвовал в создании и перепланировки Кировска, Подпорожья и Верхнесвирской ГЭС. Архитектор выжил в блокадном Ленинграде и продолжил творить после войны.
Автор текста — Ирина Бережнюк
Комментарии к «Средневековый замок в центре Петербурга: доходный дом Розенштейна»