Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Страх, безумие и тёмные стороны человеческой натуры: режиссёрский стиль Романа Полански

Один из самых противоречивых режиссёров современности, каждая новая работа которого вызывает огромное количество как позитивных, так и негативных реакций общества. Более 20 полнометражных фильмов, 60 лет в профессии и мировое признание. Рассказываем о режиссёрском стиле Романа Полански. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.

18+
254
Кадр со съёмок фильма «Венера в мехах»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Резня»
Фото: kinopoisk.ru

Поиск новых форм

Первое серьёзное признание со стороны профессионального сообщества Полански получил ещё в 1958 году. Студенческий короткометражный фильм «Двое со шкафом» завоевал главный приз на фестивале экспериментального кино в Брюсселе. Уже в этой работе отчётливо прослеживаются элементы, которые в дальнейшем сформируют авторский стиль Полански.

Режиссёр осознанно уходит от реализма, дополняя реплики персонажей и изображение абсурдистскими деталями, саркастически, хлёстко, но ненавязчиво критикует общественный строй. Всё перечисленное абсолютно не вписывалось в рамки польской киношколы, главной темой которой являлась рефлексия режиссёров на тему Второй мировой войны.

Давящее пространство

Полански безупречно работает с пространством в кадре. Персонажи его фильмов будто находятся в плену рамок, из которых невозможно выбраться. Тесные коридоры, просторные квартиры, захламлённые комнаты сковывают героев. Особенно эту сдавливающую атмосферу можно почувствовать в «квартирной трилогии» режиссёра («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец»).

Безумие героев

Скованные социальными рамками, погружённые во враждебную атмосферу окружающего мира герои Полански в кадре постепенно начинают сходить с ума. Безумие персонажей в какой-то степени является их реакцией на несогласие с происходящим вокруг. Зритель же становится полноправным наблюдателем за процессом психической деградации героев.

Так, например, в «Резне» мы можем проследить за тем, как абсолютно адекватные с виду люди в ходе развития сюжета скатываются в откровенную истерию. Герой «Жильца» отказывается бороться с собственной паранойей, что приводит к трагическому финалу, а персонажи «Горькой луны», запутавшиеся в любовных отношениях, хладнокровно расправляются друг с другом.

Кадр со съёмок фильма «Резня»
Кадр со съёмок фильма «Резня»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Горькая луна»
Кадр со съёмок фильма «Горькая луна»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Жилец»
Кадр со съёмок фильма «Жилец»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Дворец»
Кадр со съёмок фильма «Дворец»
Фото: kinopoisk.ru

Нервные срывы, истерики, откровенное сумасшествие — всё это следствие событий, произошедших с персонажами. Не найдя в себе сил решить проблемные ситуации в здоровом состоянии, достигая сумасшествия, они начинают вершить суд над обстоятельствами, что зачастую приводит к необратимым последствиям.

Нарастающее напряжение в кадре

Кино Романа Полански постепенно вводит зрителей в состояние лёгкого транса с помощью звуковых и световых эффектов.

Мелодии, играющие в начале картин, зачастую становятся навязчивыми преследователями под конец, а яркие краски в кадре постепенно редеют и всё больше погружают смотрящего во мрак. Вместе с этим меняется и отношение к происходящему: зритель перестаёт замечать обстановку вокруг героя, всё больше концентрируясь на действиях. Это способствует нарастанию напряжения и стиранию границ между кинозалом и экраном.

Работа с актёрами

В работе с актёрами Полански обычно не многословен, но требователен. Считая, что все роли, прописанные в сценарии, достаточно целостные, он не вдаётся в подробности в личных беседах. Немалое количество актёров с благодарностью относятся к режиссёру за его метод «невмешательства», считая, что при таком раскладе у них намного больше возможностей для творчества. Однако некоторых из них подобное приводит в настоящее бешенство.

История помнит яркий конфликт на съёмках «Китайского квартала», в котором режиссёр в гневе вырвал клок волос у исполнительницы главной роли Фэй Данауэй. Получив на вопрос «Какие мотивы у моей героини на совершение этого поступка?» ответ «Ваша зарплата», актриса пришла в бешенство. Завязался нешуточный скандал. Впрочем, после окончания съёмок и выхода фильма Фэй Данауэй с благодарностью вспоминала о работе с Полански и называла «Китайский квартал» одной из лучших картин в своей фильмографии.

Перфекционизм

По натуре являясь глубоким перфекционистом, на съёмочной площадке Полански, по признанию коллег, привык контролировать абсолютно каждую деталь. Будь то недостатки костюмов или фальшиво сыгранная актёром эмоция — ни один из этих элементов не сможет попасть в кадр без предварительного одобрения режиссёра. Глубокие знания о кино позволяют ему участвовать во всех процессах создания. Он выставляет свет вместе с командой, сидит в студии записи, участвует в монтаже и по необходимости вносит правки в сценарий.

У многих коллег подобная трудоспособность и стремление во что бы то ни стало сделать фильм лучше вызывает неподдельное восхищение. Тоннио Делли Колли — оператор нескольких картин Полански, — в одном из интервью признался, что для съёмки фильма режиссёру по большей части необходимо всего несколько человек: он сам, пара актёров и костюмер.

Текст — Мария Влажина.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID49766

Комментарии к «Страх, безумие и тёмные стороны человеческой натуры: режиссёрский стиль Романа Полански»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!