«Прачки», «По реке Оке», «Девушка с кувшином», «Женщина в красном», «Радоница» — даже те, кто не знаком с биографией Абрама Архипова, взглянув на его картины, уверенно скажут, что деревенскую жизнь он знал изнутри. Сегодня говорим об этом талантливом мастере, влюбившем мир в русскую глубинку.
Абрам Архипов родился в Рязанской губернии в семье крепостного крестьянина, и, пожалуй, этот факт обусловил формирование творческих ориентиров будущего художника: всю жизнь его интересовала, в первую очередь, тема русской глубинки.
Первыми наставниками Архипова были иконописцы, позднее он смог продолжить обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там он перенимал опыт у Василия Перова, Василия Поленова, Иллариона Прянишникова, Алексея Саврасова, Владимира Маковского. Далее последовала Академия художеств — мастерская Богдана Виллевальде.
В 1891 году Архипов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, хотя нередко его принципы шли наперекор передвижническим: мастер не стремился к преувеличенному реализму и подчёркнутому трагизму.
С восторгом передать своё видение мира и запечатлеть на холсте мимолётную улыбку, движение, эмоцию — вот то, к чему стремился живописец.
Ещё в начале своего творческого пути Архипов обратился к теме, которую знал лучше всего, — деревне. Он писал уверенными широкими мазками, воодушевлённо и темпераментно рассказывая о жизни русской глубинки. Самые знаменитые его работы — портреты крестьянок, написанные с преобладанием всех оттенков красного. Его героини — те самые некрасовские женщины из русских селений, которые останавливают на скаку коней и входят в горящие избы.
Одетые в цветастые наряды и широко улыбающиеся, архиповские крестьянки источают здоровье, радость, хлебосольство, теплоту.
Константин Коровин, художник:
«До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного. Замечательно переданы свет и деревня, как будто вы приехали к каким-то родным людям. И когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодым».
На протяжении долгих лет Архипов создавал свою масштабную галерею «крестьянок в красном», не просто не уставая от этой темы, а, напротив, упиваясь ей.
Анатолий Луначарский, государственный деятель:
«Можно ли не остановиться с радостным изумлением перед фейерверком Архипова?»
Хочется отметить и ранние работы Архипова. Более сдержанные и строгие, они проникнуты тихим любованием родной землёй и восхищением силой человеческих рук.
2 комментария