Здесь играет приятная музыка, пахнет живыми цветами, а тонны света проникают сквозь огромные окна даже в самый дождливый петербургский день, бликуя на роскошных декоративных тарелках. Сочные гранаты и яркие лимоны, райские птицы и экзотические растения, восточные узоры и средневековые орнаменты — вы в керамическом царстве Татьяны Богдановой. И ваш внутренний эстет умирает от красоты.
Меня всегда тянуло к творчеству. Поэтому было решено учиться на художника декоративно-прикладного искусства. Это было ещё в Омске. Мы осваивали самые разные техники — батик, обработку дерева, жостовскую роспись. И каждый раз я думала: «Это моё!». А потом начались занятия по керамике. И тут что-то щёлкнуло. Это было действительно МОЁ.
После учёбы я уехала в Петербург, устроилась работать на крупное производство архитектурной художественной керамики. Там мы расписывали печи, камины, фасадные изразцы, иконостасы, вазоны в Летний сад, купола. Выполняли заказы от олигархов и в резиденции президентов. Но я никогда не интересовалась, откуда именно заказ. Это было неважно. Я старалась всё делать одинаково хорошо и просто наслаждалась процессом.
За время работы в той компании я овладела всеми видами росписи. Это стало основой моего дальнейшего самостоятельного пути.
Итак, я ушла в свободное плавание. Это была долгая дорога. Я не буду её описывать во всех деталях. Главное — к 2020 году я обосновалась в этой самой мастерской, где мы сейчас находимся.
Сначала я была человеком-оркестром. Не только создавала эскизы и расписывала, но и сама вела соцсети, упаковывала, отправляла заказы. А в 2022 году у меня появилась команда. Теперь это больше не ремесленничество, а бизнес. Каждый занят своим делом, а я могу спокойно творить.
На сегодняшний день у меня шесть печей. Вообще в керамике всё измеряется печами! Шесть — это уже неплохо. В месяц я могу делать около 50 тарелок.
Кстати, про печь. Она разогревается до температуры 1080 градусов. В этот момент в помещении находиться нельзя — вредно. Но если посмотреть через камеру, можно увидеть, как из печи будто поднимается столб света. Это что-то магическое. Ну и, конечно, самый волнительный момент — это когда ты достаёшь обожжённое изделие!
Я владею разными техниками, и мне очень нравится их сочетать. Так почти никто не делает, потому что это кропотливый труд, на каждое изделие уходит много часов. Я соединяю подглазурную и надглазурную роспись. Это значит, что сначала я наношу на поверхность первый слой (подглазурный), затем идёт прозрачная глазурь, а потом наступает надглазурный этап с проработкой всех деталей. И, соответственно, после каждой «операции» — обжиг. Благодаря такому методу фон получается нежным, почти акварельным. А основной рисунок яркий и выпуклый, к нему очень приятно прикасаться.
Каждое изделие требует много времени. И это я ещё не учитываю создание самой основы и её первичный обжиг! Но оно того стоит. К тому же, в отличие от многих производств, я ничего не распечатываю на принтере и не переношу механически на поверхность произведения. То есть это на 100% ручная работа. И двух одинаковых изделий быть просто не может.
О, меня вдохновляет очень многое. Если проанализировать выписку с моего банковского счёта, то основная статья расходов там — книги по искусству и альбомы. Я скупаю их тоннами! Обожаю китайский стиль гунби (так называемая «тщательная кисть»), сценографию Леона Бакста, ботаническую живопись, ар-нуво Альфонса Мухи... Отдельная моя любовь — Уильям Моррис, друг прерафаэлитов, основатель движения «Искусства и ремёсла».
Но это просто примеры. Меня может впечатлить что угодно — рисунок на обоях, линии кованой решётки. И это я ещё не говорю о том, что создаёт главный художник — природа. Я могу бесконечно рассматривать соцветия, листья, переплетения ветвей. Я обращаю внимание на эти детали повсюду. В плане вдохновения меня ещё очень обогащают путешествия. Например, в этом году я была в Таиланде и по возвращении создала одноимённую тарелочку.
Но тут нужно отметить, что я не просто нахожу в искусстве или окружающем мире какой-то мотив и переношу его на изделие. Нет. Это лишь отправная точка. Далее начинается длительный процесс работы над эскизом, где я много часов рисую, стираю и снова рисую, чтобы создать гармоничную композицию. Чтобы каждый элемент оказался на своём месте, каждый узор зазвучал. От условного Уильяма Морриса в итоговом дизайне может быть всего-навсего какая-то крошечная деталь. Или вообще ничего. Но таков творческий процесс. Ты смотришь по сторонам, анализируешь, впитываешь. И в итоге делаешь что-то своё.
Тарелка «Гранаты» — не то чтобы любимчик, но она оказалась знаковой. Именно с неё начался активный рост Yantra Keramika. Людям очень приглянулся этот дизайн! Однажды мне поступил заказ сразу на 30 «гранатовых» тарелок в Индию. Ещё я люблю тарелку «Вечное цветение» и «лоскутные» серии. Там у меня сочетаются самые разные орнаменты.
Практически все тарелки пригодны и для сервировки, и для украшения интерьера. Если вдруг из тарелки нельзя есть (такое случается, когда я использую какой-то специфический пигмент), я всегда об этом предупреждаю.
О, такое происходит постоянно! Особенно много копируют в Иране. Но есть такое выражение: подражание — лучшая степень похвалы. Я понимаю, что люди ценят мои работы. У меня узнаваемый стиль. К тому же, да, рисунок можно попытаться воспроизвести. Вот только мало кого хватает на воссоздание техники, в которой я работаю. Не потому, что она какая-то секретная. А просто потому, что это время- и энергозатратный труд. Проще говоря, люди предпочитают не париться. И, выходит, они просто не могут сделать так, как делаю я.
Подписчиков с Востока у меня действительно много, а вот заказы они почти не оформляют. Думаю, это связано с тем, что у них тоже немало керамики, а стоит она намного дешевле. Но там производство в основном поставлено на поток.
До всех событий тарелки очень активно заказывали из США. Вообще, мои изделия есть почти на всех континентах. Недавно заказ уехал в Австралию. Но сейчас 95% покупателей — россияне. И в основном москвичи. Люди всё больше интересуются ручным трудом. Но такие работы по понятным причинам стоят денег, и это многих останавливает.
Планов много! Сейчас я готовлю изделия, чтобы подать заявку на участие в крупных проектах вроде Art Russia Fair и Cosmoscow. Там очень строгий отбор, планка высокая. Осенью меня пригласили в Южную Корею, чтобы провести там мою персональную выставку. Ещё есть предложение от сети магазинов товаров для создания уюта. Они хотят взять дизайны моих тарелок и создать по их мотивам текстиль. Получится целая коллекция!
Сейчас я активно работаю над новыми формами изделий. Недавно стала делать вазы. В планах есть и кое-что другое. Ну и, конечно, я постоянно рисую новые эскизы.
Керамика окружает меня повсюду, это важнейшая часть моей жизни. Даже когда я не работаю, подсознательно ищу какие-то идеи, образы, мотивы. В день собственной свадьбы я прямо в белом платье приехала в мастерскую, разгрузила печь и даже что-то расписала. Подумала ещё тогда: «Не обляпаться бы». И, конечно, уехала в ЗАГС с пятном краски на платье. Керамика со мной всегда!