История фестиваля
Каннский кинофестиваль изначально задумывался как французская альтернатива набирающему популярность Венецианскому кинофестивалю. К середине 30-х годов стало очевидно, что индустрия не стоит на месте, ей необходимо всё больше площадок для трансляции фильмов, снятых в разных уголках мира.
Долгое время режиссёры скитались от одной европейской площадки к другой, часто натыкаясь на предвзятость. Так, например, на уже упомянутом Венецианском кинофестивале большинство картин было представлено итальянцами. После победы картины «Олимпия» Лени Рефеншталь в 1938 году мировое киносообщество пыталось оспорить факт награждения фильма, ссылаясь на то, что жюри приняло решение под давлением администрации Гитлера.
К 1939 году стало очевидно, что откладывать создание нового европейского фестиваля уже невозможно. Французы начали воплощать план в жизнь, но в дело вмешалась политика. Началась Вторая мировая война, и о кино пришлось забыть. В 1946 году создатели нашли в себе силы реализовать задуманное. В сентябре гостеприимный Лазурный Берег принял под своё крыло кинолюбителей со всего мира, чтобы впервые заявить о начале новой главы в истории индустрии.
Разгневанные хищники на арене фестиваля
Зачастую скандальные события, возникающие во время фестиваля, происходят и за пределами церемонии. В 1957 году продюсер картины «Вокруг света за 80 дней» Майкл Тодд решил устроить в Каннах масштабную вечеринку в рамках промо-кампании фильма, где среди приглашённых знаменитостей также присутствовали живые тигры.
Хищники, окружённые яркими фотовспышками, софитами и большим скоплением людей, в какой-то момент дали волю своим инстинктам и принялись набрасываться на присутствующих гостей. Сюрприз именитого продюсера едва не закончился трагедией, ведь нарастающая паника привела к самой большой давке в истории фестиваля. Несмотря на то, что во время инцидента никто не пострадал, Майкл Тодд мгновенно навлёк на себя гнев организаторов Каннского кинофестиваля и чудом уцелевших гостей вечеринки.
Годар и торт мести
Жан-Люк Годар — один из самых радикальных режиссёров, который в своё время наделал много шума не только за счёт своих работ, но и благодаря эксцентричным выходкам и высказываниям. Его имя многократно фигурировало в новостной повестке под громкими заголовками, и Каннский кинофестиваль 1985 года не стал исключением.
Годар представлял на фестивале свой фильм «Детектив», заявленный в основной конкурсной программе. Во время традиционной пресс-конференции, где собрались все причастные к фильму, в лицо выступавшему с речью режиссёру швырнули торт.
Необратимый скандал
В 2002 году ещё малоизвестный французский и аргентинский режиссёр Гаспар Ноэ привёз в Канны одну из самых шокирующих своих картин с участием Моники Беллуччи и Венсана Касселя. Картина «Необратимость», в первую очередь заявленная как фильм о любви, стала настоящим аттракционом для особо впечатлительных зрителей. Гости фестиваля массово покидали зал после девятиминутной сцены изнасилования и не менее жестокой сцены убийства в клубе.
Немаловажную роль в зрительском отторжении сыграли кинематографические приёмы режиссёра — плавающая камера, пульсирующие яркие вспышки и временная путаница, от которых непринятие картины происходит уже на физическом уровне. Специальный показ «Необратимости» моментально обзавёлся различного рода мифами о том, что люди теряли сознание.
«Персона нон грата»
Впервые в истории Каннского кинофестиваля организаторами было принято решение включить кинорежиссёра в чёрный список. Речь, конечно, о Ларсе фон Триере — противоречивом датском режиссёре, который в 2011 году приехал в Канны с фильмом «Меланхолия».
Во время пресс-конференции Триер позволил себе ряд неуместных высказываний на тему нацизма и симпатии к Гитлеру, на что присутствующие в зале ответили волной гневных возмущений, настаивая на отлучении режиссёра от участия в фестивале. После Триер неоднократно извинялся за свои слова, обрамляя их совершенно иным контекстом.
В 2013 году режиссёр, презентуя на Берлинском кинофестивале свою новую работу «Нимфоманка», появился на красной ковровой дорожке в футболке с логотипом Каннского кинофестиваля и подписью «Персона нон грата». К счастью, годами позднее Канны смиловались над эксцентричным датчанином и позволили ему участвовать во внеконкурсной программе.
Когда искусство превыше всего
История Каннского кинофестиваля помнит и драматичные события, связанные с отечественным кино. Фильм «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова оказался без главной награды, уступив «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино.
Одним из членов жюри был Александр Кайдановский, знавший Михалкова. Вопреки надеждам режиссёра, Кайдановский отдал свой голос за американский фильм. Несмотря на личные отношения, победила объективность, оставив позади многолетнее общение и сотрудничество двух ярких представителей отечественного кино.
Фотографы объявляют бойкот
В 1983 году произошёл один из самых ярких бойкотов в истории фестиваля. Находившаяся на пике популярности актриса Изабель Аджани пренебрежительно отозвалась о работе фотографов и намекнула на то, что не позволит снимать себя на красной дорожке представителям СМИ.
Для того чтобы избежать встречи с камерами, девушка даже подготовила специальный клатч, которым собиралась прикрывать лицо при виде фотовспышек. Однако фотографы перформанс не оценили. Когда Аджани появилась на дорожке, они опустили камеры в знак протеста.
Текст — Мария Влажина.
Комментарии к «Торт мести, бойкот фотографов и разгневанные тигры: самые громкие скандалы в истории Каннского кинофестиваля»