Новости

Я не хочу быть человеком, люди злые: рецензия на фильм «Чебурашка»

В апельсиновой стране случается ураган, который приносит в курортный город России ушастого непонятного зверька — Чебурашку (Ольга Кузьмина). Именно благодаря ему строгий садовник Гена (Сергей Гармаш) становится чуточку добрее, налаживает отношения с дочерью Таней (Полина Максимова), а его маленький внук Гриша (Илья Кондратенко) наконец-то после нескольких лет патологической немоты начинает говорить. Более того, именно благодаря Чебурашке удастся спасти маленькую шоколадную лавку, которая долгое время подвергалась натиску со стороны большого конкурента — фабрики конфет «Радость моя» и её хозяйки Риммы (Елена Яковлева).

Фото: afisha.ru

Новогодний прокат в России — это, конечно, феномен. Многие его ругают, но идут на праздниках в кино, оправдывая это тем, что больше нечего смотреть. Отчасти это действительно так, и вот уже много лет именно благодаря новогоднему прокату сети кинотеатров могут держаться на плаву почти целый год.

«Чебурашка» уже четыре недели подряд возглавляет российский бокс-офис и пробил планку по сборам в 5 000 000 000 рублей. И этому есть вполне объективные причины, которые явно будут весомее аргумента, что смотреть в кино до конца января нечего. Достаточно взглянуть на команду, которая работала над фильмом, — режиссёр Дмитрий Дьяченко и сценаристы Виталий Шляппо, Василий Куценко, Вячеслав Зуб. Они создали такие телехиты, как «Кухня» и «Отель Элеон». А Дьяченко к тому же работал над фильмами «Последний богатырь», «О чём говорят мужчины» и «День радио» — комедийные массовые шлягеры среди российской аудитории. В конце концов, руку приложили студия Yellow, Black and White и сервис Start, которые стабильно выпускают отечественные оригинальные сериалы довольно высокого качества. Разве может при таких составляющих кинопроизводства не получиться новогодний лидер?

Ещё одним компонентом успеха стала, конечно, ностальгия и нерушимая легендарность персонажей, которых создал Эдуард Успенский, а затем доработал Роман Качанов в прекрасной советской анимации, воспитавшей не одно поколение.

Новый Чебурашка очень органично вписывается в условную Россию, похожую немного на утопию за счёт ярких костюмов, дождя из апельсинов и конфет, а также атмосферы всеобщего примирения, всепрощения, доброты и человечности. Хотя на протяжении всего фильма героям и приходится проходить через предательство и дурацкую человеческую трусость, блокирующую способность решать проблемы и недопонимания словами.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Более того, Дмитрий Дьяченко подготовил множество чудесных отсылок. В Геннадии Петровиче действительно узнаётся крокодил Гена, его друг Валера (Фёдор Добронравов) тоже служит в зоопарке, а Римма и её помощник-трикстер Ларион (Дмитрий Лысенков) и есть та самая парочка — старуха Шапокляк и крыса Лариска. Но отсылками к оригинальному «Чебурашке» режиссёр не ограничивается. Зверёк, прилетевший сюда вместе с ураганом, похож на Тотошку из «Волшебника Изумрудного города», а его шуточная фраза «тёпленькая пошла», по-детски обозначающая естественную нужду, напрямую отсылает к «Иронии судьбы». Герои неоднократно цитируют «Трёх мушкетёров» в своих комичных приключениях. Дьяченко даже зашил и более современные цитаты — герой Сергея Лавыгина (он же повар Сеня из «Кухни») говорит своё привычное «это самое», что, конечно, напрямую ассоциируется с популярным сериалом. Самое интересное, что всё это здорово и слаженно работает внутри вселенной нового «Чебурашки». Такой вот чистой воды метамодерн.

Фото: kinopoisk.ru

Но самое главное, чем цепляет фильм, — это история, созданная чуть ли не по голливудскому стандарту, который разработал американский сценарист и консультант успешных коммерческих фильмов и сериалов Майкл Хейг.

Здесь есть и невозможность простить старые обиды, и предательство, на которое людей часто толкает слабость, и тяжесть семейных травм, исполненная во флэшбеках Артёмом Быстровым, играющего Гену в молодости.

Всё сводится к способности признать свои ошибки, попросить прощения, поговорить, помириться во всех локальных и глобальных смыслах. И всё это невозможно без доброты и детского наивного взгляда на мир, олицетворением которого всегда был и до сих пор является безобидный и обаятельный Чебурашка. А если говорить о социальном подтексте, то и его удалось вложить в контекст фильма. Суть его простая: малый бизнес пожирается большими гигантами, но честность и любовь к своему делу всё равно выигрывают.

Не менее важно, как в этом кино соблюдён баланс между реальным и утопическим, между детским и взрослым. Пока дети будут наблюдать за неуклюжестью пушистого зверька и комедией положений, зрители постарше подумают о чём-то более серьёзном и важном. Например, о многогранности отношений между людьми и тяжёлой ноше быть человеком. Так что лидерство в прокате и зрительские симпатии вполне оправданы.

Текст — София Маргацкая.

Оставьте комментарий
Рекомендации