В свое время французский литератор и дипломат Жан Жироду оказался одним из немногих зарубежных авторов, чьё творчество жаловали в послереволюционной России. Его поэтичная сатирическая пьеса «Безумная из Шайо», постановки которой он при жизни не дождался из-за разразившейся Второй мировой войны, пришлась русской публике особенно по вкусу: в 1992 Родион Щедрин поставил по ней балет с Майей Плисецкой, а спустя 20 лет свой канонический спектакль представил зрителю Пётр Фоменко.
В нынешнем репертуаре [Театра имени Фоменко](//kudago.com/msk/place/fomenko-theatre/ ""), уже после смерти Петра Наумовича, спектакль идёт в так называемой «возрожденной» версии, поставленной учеником и давнишним актером театра К. Пироговым. В новой редакции расширился состав уличного оркестра парижских музыкантов, и, как отмечают критики, с переносом спектакля на новую большую сцену он обрел иной масштаб.
Действующие лица сюжета Жана Жироду полярны не только по своему отношению к жизни, но и по своему социальному положению в ней. В красном углу этого ринга нравственности и добра — представители Объединенного Банка Парижских Недр (О.Б.П.Н.), в который входят барон, банкир, биржевой маклер и президент акционерной компании. Этими людьми движет страсть наживы за счет природного ресурса нефти (вполне современный сюжет). В синем углу — четыре женщины из провинций Парижа и их друзья, готовые на подвиг ради спасения своей родины. Орели — безумная из Шайо. С ней такие же «безумные» 3 дамы: Констанс, Габриэль, Жозефина. Перед зрителем вопрос: неужели эти героини и вправду сумасшедшие?
Нет, они лишь романтики, которые противостоят финансовым играм О.Б.П.Н., вступают с ними в честный бой, действуя исключительно в рамках закона (чего не скажешь о буржуях). Гротеска истории, поставленной Кириллом Пироговым, добавляет суд над эгоистами высшего общества: безумная из Шайо заманивает их в волшебное подземелье (то есть люк) и замуровывает там с интенцией «а подумайте-ка вы над своим поведением». Такое завершение чудаковатой истории — истинно сказочная мораль, преисполненная мыслью проучить и беззаботное современное общество.
Благодаря Марии Даниловой — художнику по костюмам — герои пьесы Жана Жироду (и высшего, и низшего класса) очень похожи на труппу уличных комедиантов: яркие платья для «безумной четвертки», смелый макияж, только подчеркивающий своеобразную наивную детскость героинь. Представители банка же выглядят чрезвычайно напыщенно, что, безусловно, дает им дополнительную характеристику.
Сами актеры отмечают, что в новой редакции труппа стремилась отойти от злободневной брехтовской социальности, дабы впустить зрителя в живое пространство Парижа, населенного сложными сомневающимися, и каждый по-своему реагирующими на происходящее персонажами.
Узнать подробности и купить билеты можно на сайте
Ещё больше спектаклей смотрите у нас на сайте в разделе про театр.
Отзывы о спектакле «Безумная из Шайо» Жана Жирарду