Написанная на рубеже 70-80-х годов пьеса Людмилы Петрушевской «День рождения» стала своеобразным продолжением одного из ранних текстов драматурга, «Чинзано». Это парадоксальная и в то же время жизненная история о том, как в попытках покрасоваться друг перед другом люди забывают о границах между счастьем и несчастьем.
Героини постановки — три женщины, которых связывает крепкая нелюбовь друг к другу. Оказавшись в одной компании, они наперебой рассказывают о своем прошлом и жалуются на жизнь. Для того, чтобы самоутвердиться, героини начинают хвастать друг перед другом своими неудачами, потерями и горестями, азартно состязаясь в том, кто из них несчастней.
Горечь в пьесе Петрушевской режиссёр приправил юмором, а художник Надежда Бахвалова — саркастическими штрихами. В постановке нет динамичного действия, она построена на беседе трёх женщин. Почти все их разговоры — об одном мужчине, которого нет рядом. Это Костя, предстающий для каждой из них в своей ипостаси: старого друга, мужа и любовника.
Героини спектакля терпеть друг друга не могут, но начинают сетовать на жизнь, словно они — близкие подруги. Все они вышли из семей старинной русской интеллигенции, разнесённой в клочья потрясениями XX века. Можно сказать, что эти женщины — потомки трёх сестёр Чехова. Они как осколки антикварных сервизов, которые уже невозможно склеить. В финале перед ними появляется мужчинка в розовом пиджаке — Валентин. Тогда становится окончательно ясно: у этих женщин нет и не будет пары.
Абсурдный реализм Петрушевской близок стилистике Театра «Около дома Станиславского». Автор постановки — режиссер Максим Солопов, реализовавший свою идею при содействии Юрия Погребничко.
Отзывы о спектакле «День рождения»