В конце XIX века Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко осуществили глобальную театральную революцию — создали будущий общедоступный театр. С приходом советской власти МХАТ стал одним из самых передовых театров нового государства, а артистам не просто выдавали отдельные квартиры, а строили целые кооперативные дома. Давайте их изучим.
Брюсов переулок, 17
Здание по этому адресу построили в 1927 году как кооперативный дом для артистов Московского художественного театра. Участок под строительство выделили рядом с храмом во имя Воскресения Словущего XVII века. Проект выполнил известный московский архитектор Алексей Щусев (автор мавзолея Ленина, гостиницы «Москва» и Марфо-Мариинской обители»). Щусев был уникальным архитектором, который мог работать с разными архитектурными стилями и создавать здания для разных нужд.
Сам же архитектор тоже входил в театральный кооператив и проживал в своём доме. Он имел квартиру с выходом на террасу, где любил смотреть на Москву, в застройке которой принимал активное участие.
Первоначально здание было пятиэтажным. Оформили его в стиле советского конструктивизма, который был востребован в 1920-х годах, а потому строение имеет строгие и квадратные формы.
Проект создавался по личной просьбе балетной примы Большого театра Екатерины Гельцер и звезды МХАТ Ивана Москвина (естественно, после того, как утвердили задачу построить для артистов кооперативный дом). Москвин объединил многих артистов, которые вместо разрозненности по коммуналкам хотели жить вместе, а балерина была сестрой артистки МХАТ, поэтому дом, можно сказать, не только артистов драматического театра, но и балета.
Несмотря на то, что фасад дома по-конструктивистски прост, внутренняя отделка напоминала другой стиль — господствовавший на рубеже веков модерн.
Позднее дом изменился: в начале XXI века прошла не самая удачная реконструкция. Верхние этажи выкупил художник Никас Сафронов. Он переделал здание — надстроил два этажа и устроил на крыше мансарду. Эта перестройка нарушила пропорции, задуманные архитектором Щусевым.
В разное время в этом доме проживали артисты МХТ Леонид Леонидов, Иван Москвин, Василий Качалов, а также артисты балета Екатерина Гельцер, Илзе Лиепа и многие другие.
Дом актёров МХАТ был построен в Глинищевском переулке в 1935—1938 годах. Если предыдущее здание строилось рядом с храмом, то второй дом построили на месте церкви Алексия Метрополита Московского на Глинищах XIX века.
Дом строили для жилищно-строительного кооперативного товарищества Московского художественного театра, его заселили актёры знаменитых московских театров — МХАТ и Театра имени Станиславского. Многие артисты переехали из первого дома во второй для увеличения жилплощади.
Новый монументальный дом, растянувшийся практически вдоль всего Глинищевского переулка, строился по проекту архитекторов Владимирова и Луцкого. Это был яркий представитель нового поколения зданий конца 1930-х: дом как синтез искусств. Основной стиль — сталинский ампир или сталинская архитектура.
Восьмиэтажный корпус смотрится в этом переулке массивно. На главный фасад выходят ряды удобных лоджий, а вдоль седьмого этажа тянется непрерывная лента балконов. Парадные подъезды и цокольный этаж оформлены дорогим чёрным мрамором. Порталы нарядно украшены цветочными гирляндами, выполненными в технике сграффито. Колонны на балконах без украшений и лоджии — это от конструктивизма, гранит и барельефы — это уже ампир.
Над главным корпусом дома возвышается тяжёлая 14-этажная башня, ступенчато поднимающаяся вверх — возникают ассоциации с нереализованным Дворцом Советов. В нижней части башни — дворовая проездная арка, отдалённо напоминающая триумфальную. Так как дом сразу предназначался для артистов, скульптор Мотовилов создал весьма интересные барельефы, посвящённые культурному отдыху трудящихся — «Карнавалу искусств» и «Параду физкультурников». Барельефы хорошо сохранились.
В этом доме в разное время проживали многие актёры, режиссёры и театральные деятели: Ольга Книппер-Чехова (вдова Антона Чехова), Вера Марецкая, Иван Москвин, Василий Качалов, Александр Кайдановский, Осип Абдулов, Любовь Орлова и многие другие. О них напоминают мемориальные доски на фасаде, а в квартире № 52 разместился мемориальный музей-квартира Владимира Немировича-Данченко.
Стоит ли сходить в музей?
Владимир Иванович Немирович-Данченко очень уважал советскую власть и если нужно было выступить на партийном собрании от лица театра, это всегда делал именно он. Немирович-Данченко был важным «мостом» между театром и властью. МХТ был любимым театром Иосифа Сталина — он, например, 17 раз посещал спектакль «Белая гвардия». По крайней мере, в этом уверяли все артисты. И именно Сталин подписал указ о строительстве этого дома по индивидуальному архитектурному проекту.
Сам Немирович-Данченко не собирался въезжать сюда, но при распределении жилплощади его имя оказалось в списках, и он получил квартиру № 52, где и прожил последние пять лет своей жизни. Тогда он уже один руководил МХТ после кончины Станиславского и поднимал на ноги новый музыкальный театр, который находится по соседству.
Немировича-Данченко не стало в 1943 году и через несколько лет в квартире открыли музей. Все вещи, всё убранство квартиры полностью сохранено без изменений — типичная квартира 30-х и 40-х. Есть в квартире весьма любопытный экспонат.
Это дубовый шкаф, с которым переезжал в новую квартиру Владимир Иванович. Шкаф изготовлен по уникальному макету самого владельца (снова, как мы с вами скажем, «дизайнерский проект»). Шкаф состоит из небольших полочек с дверками, на которых изображены портреты писателей и поэтов без фамилий. За окошками прячутся собрания сочинений автора, чей портрет украшает раздел. Все книги сохранились с дарственными подписями Немировичу-Данченко. В музее работают историки МХТ, которые расскажут вам о каждом предмете в квартире великого русского театрального режиссёра.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Оставьте комментарий