Турист в Москве 30-х — это не тот вольный человек, который может изучить всё, что он сам желает. Существовала определённая туристическая программа, по которой туристы знакомились с советским государством в сопровождении гида. Тот должен был рассказать о том, что молодая советская страна — лучшая страна в мире.
Памела Трэверс была весьма скрытной личностью, многие факты о ней неизвестны. Она старалась никогда не говорить о своей жизни, и мы можем только догадываться, что же побудило британскую путешественницу посетить Советский Союз в 1930-е годы.
Некоторые места в своей книге Трэверс описывает открыто, не скрывая их названия, другие — зашифровывает, поэтому мы можем только предполагать, где они находились.
Набор достопримечательностей состоял из клубов, тюрем, яслей и заводов. И нельзя изучить новое государство без сердца столицы — Красной площади.
Сегодня мы видим третий вариант строения мавзолея на Красной площади. В ночь на 24 января 1924 года известный московский архитектор Алексей Щусев получил важное задание от правительства: срочно спроектировать временный мавзолей для Ленина, который предстояло возвести всего за трое суток — ко дню похорон.
При этом постройка должна была быть величественной, но лаконичной и вписываться в архитектурный ансамбль площади. В мавзолее предусматривался доступ к телу Ленина всем желающим проститься с ним. Щусев спроектировал его всего за несколько часов.
Через месяц правительство решило, что нужен новый и более надёжный мавзолей. Был объявлен конкурс на создание проекта, в котором участвовали разные архитекторы. Но все их работы не вписывались в ансамбль Красной площади, поэтому проектирование снова поручили Алексею Щусеву.
Новое строение должно было стать одновременно усыпальницей, памятником и трибуной для выступлений перед народом. Автор сохранил ступенчатую композицию, но увеличил размеры, добавил к строению портик и трибуны. Второй деревянный мавзолей уже походил на тот, который мы видим сейчас на Красной площади.
Через год снова объявили конкурс на проект уже не деревянной, а каменной усыпальницы Ленина. Несмотря на 117 представленных проектов, комиссия решила сохранить предыдущий ступенчатый вид здания по проекту Щусева. Архитектор на основе своих же старых эскизов создал несколько новых чертежей и выполнил их уже в красном граните. Мавзолей возвели за 16 месяцев, и к 1930 году он уже стоял в нынешнем виде.
Памела Трэверс описывает свои ощущения после визита: «От входа вниз ведут ступени, освещённые рассеянным красноватым электрическим светом…». Это внутреннее освещение, задуманное Алексеем Щусевым сохранилось и по сей день. Каждый день по утрам у вас есть возможность посмотреть мавзолей Ленина и увидеть архитектурное решение Алексея Щусева изнутри.
Трэверс весьма резко говорит об архитектуре собора, при этом упоминает неправильное его изначальное историческое значение.
Храм Василия Блаженного — культовая (именно это слово стоит применить) постройка времён Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнаёт Москву. Это — самый известный архитектурный объект столицы. Упоминая в названии Василия Блаженного, мы допускаем ошибку, ибо это неверное историческое название. Мало кто знает, что его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву.
В 1561 году освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 года. Считается, что изначально на этом месте стоял деревянный собор, который затем сменила каменная церковь.
Стоит предположить, что в строительстве участвовало несколько архитекторов, и есть версии, что они были итальянцами (кстати, большая часть строений в Кремле, стены и башни были возведены именно итальянцами). В пользу этой теории говорит и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейской архитектуры эпохи Возрождения. Однако эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения. Как это часто бывает со зданиями с богатой историей, они окутаны множеством тайн.
Действительно, наша узнаваемая достопримечательность хранит много тайн и загадок. Неспроста храм сохранил на этом месте даже Сталин во время антирелигиозной пропаганды. Но всё-таки Трэверс в своих суждениях была очень резка.
улица Арбат, 26
Пройдём по туристическому маршруту Трэверс и посетим театр, в котором британская писательница увидела один из самых интересных спектаклей 1930-х — «Гамлет».
Трэверс, в отличие от предыдущих достопримечательностей, не называет театр, в котором она смотрела прекрасный спектакль, но в 1930-е годы в Москве шла только одна постановка «Гамлета» — в театре имени Вахтангова, поэтому мы точно угадываем улицу, по которой бежала писательница — это Арбат (тогда ещё единственный).
Знаменитый спектакль Акимова с музыкой Дмитрия Шостаковича был одной из самых сильных советских постановок. Она далека от новых советских идеалов, но весьма близка к такому понятию, как современный театр. Такая постановка очень понравилась Трэверс, и она считала, что русское театральное искусство — одно из лучших в мире.
Как появляется на Арбате театр и почему он носит имя Вахтангова? В 1913 году группа студентов организовала Студенческую драматическую студию, руководителем которой стал Вахтангов, бывший успешный режиссёр МХТ. Занятия проводились по модной в то время системе Станиславского, которая позднее станет известна на весь мир. Вахтангов использовал идею нравственного совершенствования и работу актёра над собой.
Первое время у театра не было своего помещения, и для репетиций группа собиралась в съёмных квартирах. Позже эта студия будет ответвлением МХТ — Третья студия МХТ.
В начале 1920-х в моду вошли лёгкие пьесы (наступало время НЭП), и в театре решили поставить спектакль «Принцесса Турандот». Артисты много шутили во время обсуждения сценария, и эти шутки было решено внести в спектакль. Работа над спектаклем шла активно, но болезнь Вахтангова омрачала репетиционный период. Евгений Вахтангов скончался в весьма молодом возрасте за несколько дней до премьеры.
Позднее театру присвоили имя создателя студии и передали здание, которое мы теперь видим на Арбате. Обратите внимание, на скульптуру, посвящённую легендарному спектаклю («Гамлет» был не менее легендарен, только вышел на несколько лет позднее), и на новый памятник Евгению Вахтангову.
Рассмотрите декорации «Принцессы Турандот», которые были выполнены в стиле авангард. Оформление и общее режиссёрское решение «Гамлета» было схожим, и мы можем понять настроение Трэверс: она скептически относится к истории России, ей многое не нравится в советской стране, но она определённо в восторге от авангарда, от театрального русского искусства и даже отзывается весьма лестно о мавзолее Ленина, как о новой современной архитектуре в далёкие 1930-е.
Логичен и ответ на вопрос, почему книга вышла на русском языке спустя столько лет. Во-первых, тогда Памела Трэверс ещё не была известной писательницей, а во-вторых, общая картина нового государства выглядела совсем не привлекательно.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Оставьте комментарий