Новости

Самый старый: прогулка по Тверскому бульвару

На месте всех современных бульваров (или Бульварного кольца) когда-то располагались стены Белого города. Сразу после их сноса ещё при Екатерине II начали обустраивать бульвары, и первым благоустроенным местом прогулок стал именно Тверской.

До сих пор на бульваре сохранился знаменитый дуб, который рос у защитной стены. Ему более двухсот лет, обнять его не получится, потому что обхват ствола достигает трёх метров. Этот дуб пережил даже известный пожар 1812 года. Сейчас дерево растёт напротив дома № 14 по Тверскому бульвару. Считается, что именно по цепи этого дуба ходил кот-учёный из сказки Пушкина, поэтому растение ещё называют Пушкинским дубом.

Тверской бульвар сразу стал популярным местом прогулок, но исключительно для знати. Простых людей, которые были бедно одеты, сюда попросту не пускали. На бульваре люди устраивали свидания, назначали важные встречи, дамы демонстрировали свои наряды и заводили знакомства.

Начнём прогулку от того места, где когда-то располагался памятник Пушкину. Обратите внимание на то, как Пушкин немного наклоняет голову. Когда он стоял именно на Тверском бульваре (на противоположной стороне), то преклонял голову перед Страстным монастырём (где сейчас располагается киноконцертный зал «Россия»). Но решили, что это место ему не подходит, и передвинули на площадь лицом к Тверскому бульвару.

Интересна и история этого памятника. В 1860 году выпускники Царскосельского лицея решили собрать деньги на установку памятника великому поэту, но собрать удалось немного. Через 10 лет они повторили эту акцию и заказали проект. Среди множества заявок выбрали скульптора Опекушина, и его работу мы с вами видим и сегодня.

Пройдём в сторону Никитских ворот. Мы встречаем известный особняк Смирнова (Тверской бульвар, 18). Пётр Петрович Смирнов (1868—1910) — директор и старший сын основателя торгового дома «П. А. Смирнов в Москве», которому принадлежал весьма большой участок на бульваре и в соседних переулках. Смирнов решил перестроить ранее построенный особняк в классическом стиле и нанял самого известного архитектора начала ХХ века — Фёдора Шехтеля.

Работы длились около пяти лет. Архитектор очень ответственно относился к уже стоявшему зданию, с которым ему пришлось работать. Шехтель решил оставить весьма причудливое многоуровневое внутреннее устройство дома, но убрал много ненужных перегородок, которые соединяли левый и правый флигели с домом, тем самым увеличив площадь всех жилых помещений. Также он добавил различные декоративные элементы, преобразив здание до любимого стиля модерн. Сейчас это здание выделяется на фоне остальных построек бульвара.

Идём дальше и останавливаемся между двумя театрами, о каждом хочется рассказать подробнее. Справа — Московский театр имени Пушкина (Тверской бульвар, 23), и именно здесь когда-то располагался известный на весь мир Камерный театр Таирова. В начале XX века Таиров создал свой знаменитый театр в противовес реалистическому (МХТ) и синтетическому (Мейерхольда). Его постановки находились на грани между двумя направлениями, но очень смелыми. В своих спектаклях он использовал авангардные декорации, что не понравилось власти, поэтому через какое-то время театр закрыли. Таирову пришлось освободить помещение.

Напротив расположен театр, который в шутку москвичи называют «Дантесом». В этом здании располагается МХАТ имени Горького (Тверской бульвар, 22). Здание театра построено в 1970 году архитектором Владимиром Кубасовым в стиле советского модернизма. Оно занимает почти целый квартал и выделяется на фоне остальной застройки бульвара своим современным видом.

Главный фасад театра выложен коричнево-красным туфом и разделён на длинные горизонтальные полосы по всему фасаду, изображая объёмный каменный театральный занавес. Широкая лестница встречает гостей театра. Общий стиль фасада чем-то напоминает скандинавский модерн.

Внутри не менее интересно: зрительный зал рассчитан на 1400 человек и проектировался по последним технологиям акустики и театральной инженерии. Интерьер создан самим архитектором Кубасовым с использованием только натуральных материалов: дерева, камня и бронзы. Элементы выполнены в тёмно-коричневых и оливково-зелёных оттенках, которые создают атмосферу мрачности, но при этом общий вид напоминает нам главное здание МХТ, которое проектировал Шехтель в Камергерском переулке. После последней крупной реставрации театра, здание выглядит современным, модным и дизайнерским, каким изначально и задумывал его архитектор.

Пройдём дальше по Тверскому бульвару. Перед нами известный дом дизайнера одежды Надежды Ламановой (Тверской бульвар, 10). Ламанова была известной художницей и одной из главных художников по костюмам в МХТ. Её работами всегда восхищался Константин Сергеевич Станиславский.

В 1908 году на Тверском бульваре в доме, построенном архитектором Лазаревым, открылось ателье. К этому моменту Ламанова уже была известна в Москве и Петербурге, в 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей Двора Ея Императорского Величества.

Во времена Ламановой здание выглядело немного иначе. Изначально оно было четырёхэтажным (частично пятиэтажным, с жилым полуподвальным этажом), а в советское время были надстроены ещё два этажа. По внутреннему убранству дом был настоящим дворцом царицы русской моды! В доме располагались полуподвал с магазином, мастерская дамских вещей и квартиры для служащих в 16 комнат, с кухней и двумя ватерклозетами (очень напоминает картину из книги «Дамское счастье» Эмиля Золя).

От моды вновь вернёмся к театру, ведь в здании напротив располагается музей Марии Ермоловой (Тверской бульвар, 11, стр. 1).

Его построили в конце 1773 года, хозяин и архитектор неизвестны. По словам жителей и членов семьи Ермоловых, здесь проходили масонские собрания (для любителей данной темы). В XIX веке хозяева особняка активно сменялись и часто перестраивали дом, но после 1873 года его внешний вид не менялся. В 1889 году владение купил Шубинский, московский адвокат, чьей супругой была великая артистка русского театра — Мария Николаевна Ермолова.

Свою карьеру она начинала ещё на императорской сцене, затем работала в Малом театре при советской власти. Скончалась Мария Николаевна в 1928 году.

Заканчивая прогулку по Тверскому бульвару, подойдём к памятнику Клименту Аркадьевичу Тимирязеву, учёному-ботанику. В 1941 году, когда бомбили Москву, снаряд упал недалеко от памятника, опрокинув его взрывной волной. Приглядитесь: на монументе ещё можно найти выбоины — память о Великой Отечественной войне.

Один бульвар, но так много историй и граней — Тверской бульвар Пушкина, доходные дома Тверской, допожарный Тверской бульвар и другие. Изучайте Москву и всматривайтесь в детали!

Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.

1 комментарий
Рекомендации