Хоровая фантазия Бетховена была создана как завершающий номер масштабной программы, чем вызвано её строение. Некоторые находят необычным, что первым номером идёт медленное тягучее Adagio, но истоки этого явления следует искать в традиции прелюдирования. Что интересно, в заключительном хоре звучит некий ранний вариант мелодии из знаменитой Оды к радости, во всяком случае, многие музыковеды сходятся во мнении, что этот номер стал её прообразом.
На первом исполнении Фантазии музыкантов охватило настоящее смятение — оркестранты не сумели овладеть партитурой, которая была для них слишком сложна. Композитор был в ужасном раздражении под конец концерта и пришёл в настоящую ярость, а оркестр, завидев это, стал играть ещё хуже. Бетховен потребовал, чтобы Фантазию исполнили сначала, громко закричав «Еще раз!».
Отзывы о концерте Сводного хора