Фортепианный цикл «Карнавал» Роберта Шумана — яркое воплощение ключевых идей композитора: борьбы с рутиной и пошлостью в искусстве и в повседневной реальности. Сюжет «Карнавала» построен на одном из публицистических очерков Шумана. В нём автор описывает вымышленный бал, на котором встречаются борцы за настоящее искусство (давидсбюндлеры) и мещане (филистеры).
В карнавальном вихре перед слушателем проносятся персонажи-маски Пьеро, Панталоне, Коломбина и Арлекин, Кокетка, Бабочки, возлюбленная Шумана Клара, а также Шопен, Паганини и другие образы. В финале цикла давидсбюндлеры побеждают филистеров, и искусство торжествует.
Новаторство Шумана выражалось публицистической направленности его музыки, что в 1830-е годы было крайне необычно. Он доказал: фортепианная музыку, как и любая другая, способна говорить со слушателем на самые разные, в том числе злободневные темы.
Отзывы о музыке Роберта Шумана