Едущий в поезде Позднышев рассказывает случайному попутчику историю своей жизни — о том, что он убил свою жену. Но это по факту, а по сути — Толстой создает историю человеческой деградации, полного разочарования в жизни и в любви. То чувство, которого все люди так ждут, оказывается утилитарным, притворным. Все только и делают, что ищут партию повыгоднее и поудобнее, а молоденьких девиц учат играть и притворяться, пичкая сказками о счастье, которые никак не соотносятся с реальной рутиной. В результате светские манипуляции приводят к тому, что вместе оказываются совершенно чужие люди, не понимающие друг друга или даже боящиеся.
По отзывам критиков, театр довел ситуацию, описанную в повести, до абсурда. Монолог героя, перемежающийся воспоминаниями, доводит его до сумасшествия. Он будто растравляет себя. История описанных событий смакуется, излагается подробно словно для того, чтобы, вместе с героем еще и еще проанализировав прошедшее, найти, наконец, решение, как избежать аналогичных событий. К сожалению, это спасение возможно только для «попутчиков», зрителей, сторонних наблюдателей. Герой же уже обречен.
Отзывы о спектакле «Крейцерова соната»