Идею создания комедийной оперы Верди вынашивал сорок лет. Его талант в сфере музыкальной драмы не подвергался сомнениям, но вот театрального юмора композитор как будто боялся. Единственной оперой в этом жанре был «Король на час», раннее творение Верди, которое ждал полный провал.
И всё же, не без поддержки друга и либреттиста Арриго Бойто, композитор решил создать нечто совершенно новое и неожиданное. На миланской премьере в 1893 году публику ждал музыкальный коктейль: в «Фальстафе» по мотивам Шекспира переплелись элементы оперы-буффа, французской музыкальной комедии, немецкой фантастической оперы, любовного мадригала, «серьёзной» инструментальной музыки, дополненные динамизмом в стиле Моцарта и теплотой Россини.
Но есть в опере и нотки печали. Главный герой не просто одинок — дело в том, что его время ушло. Он пробует играть с миром, но его осмеивают, и миру он уже не нужен. Создаётся впечатление, что Верди писал в том числе и про себя, прощаясь с музыкальным театром. Он понимал, что осуществить нечто столь же грандиозное ему вряд ли удастся. Возможно, именно поэтому в опере столько намёков на музыку прошлого.
Отзывы об опере «Фальстаф»