Музыка балета Стравинского была готова к 1911 году, тогда же художник Александр Бенуа завершил декорации. После этого к работе над спектаклем присоединился балетмейстер Михаил Фокин. По его словам, «Петрушка» стал одним из самых его удачных достижений. В нём в полной мере реализовалась фокинская реформа балета. Композитор и хореограф рассказали о страдании главного героя каждый на своём языке, каждый сделал это гениально. Музыка и жест неразрывно воплотили облик Петрушки, любящего и страдающего, который очень сложно передать на словах.
Петрушке противопоставлен Арап, для которого Стравинский подобрал нечто вовсе не музыкальное. Образ этого глупого и самодовольного баловня судьбы передан полным отсутствием мелодичности, вместо неё — фырканье, лай и пиццикато в басах. Но именно эти средства метко отражают суть персонажа.
Спектакль с музыкой Стравинского, хореографией Фокина, декорациями и костюмами Бенуа поставил режиссёр Гэри Крист.
Отзывы о балете «Петрушка»