Несмотря на трагический опыт двух мировых войн, современный мир не защищен от повторения подобного. По-прежнему власть при помощи массированной пропаганды настраивает камертон общественных настроений в собственных интересах. Тема Первой мировой войны не получила полноценного освещения в массовой культуре, поэтому не стала частью исторического, общественного сознания. Миллионы погибших в Первой и Второй мировых войнах не остановили производство оружия массового поражения, а риторика власти не утратила милитаристской направленности. Жизнь простого, маленького человека сегодня, в момент политического и военного обострения на границах России, по-прежнему в опасности.
Первая мировая война открыла новую главу и в истории искусства. Многим художникам пришлось пройти все ужасы войны, что привело к радикальному разрыву с прошлой жизнью, взглядами на суть и цель искусства. Эгон Шиле и Оскар Кокошка стали одними из тех, кто заново открыл для себя жизнь, а значит и существо искусства. Малевич написал в 1915 году первый «Черный квадрат», в Цюрихе возникло движение дадаистов, позже пустил корни сюрреализм, который отказал реальности в доверии и пустился в бессознательные миры. Известная сегодня группа «Синий всадник» распалась из-за начала войны. Август Маке и Франц Марк не вернулись с фронта. Моисей Каган пережил Первую мировую и погиб в газовой камере несколько десятилетий спустя.
Современные художники пока не на фронте. Линия фронта сама изменилась – теперь она проходит на территории СМИ и Интернета. «Информационная» или медийная война навязывает свои образы и понятия о мире, лишая человека права самоопределения. Формируя картину мира, СМИ провоцируют простых людей на насилие в духе «ура-патриотизма». Новые границы изощреннее прежних, они не столько материальны, сколько медиальны, виртуальны. Их территория – область сознания, внутренний мир человека, не способного дать сознательный отпор агрессивной идеологической риторике. Поэтому художник сегодня, как истинный властитель мыслеформ и образов, находится на передовой, в авангарде пацифистского движения и чистого сознания. Невзирая на всю разность каждого из них, общее художественное движение должно выступить против милитаризма и разжигания ненависти, ведь один из главных принципов современного мира и искусства постмодерна – плюрализм, разность, отличие и инаковость по отношению ко всем и каждому.
Адрес:Шоссе Революции, 84.
Смотрите также:
Отзывы о выставке «Casus Pacis»