«Флора» Франческо Мельци — одного из учеников Леонардо да Винчи — поступила в эрмитажное собрание в 1850 году и долгое время считалась произведением самого homo universalis. На картине запечатлена покровительница растений Флора, к образу которой часто прибегали мастера эпохи Возрождения. Женщина сидит в гроте и рассматривает цветок. В складках её одежд теряются анемоны и жасмин. Грудь героини обнажена, что даёт отсылку к классическому изображению богини античными художниками. Считается, что для портрета позировала придворная дама. Внешне Флора Мельци имеет много общего с женскими персонажами да Винчи: правильные черты лица, причёска, едва уловимая улыбка.
Вторая «Флора», которую можно увидеть на выставке, является виртуозной копией картины Мельци. Работа датируется XVI веком. Произведение выполнено на пихтовой доске, что характерно для заальпийских мастеров. В 1517 году Мельци сопровождал да Винчи во время его поездки во Францию и, возможно, взял «Флору» с собой. Вероятно, именно тогда кто-то из местных художников создал копию полотна.
К выставке издан иллюстрированный буклет. Экспозицию можно увидеть в Итальянском кабинете Эрмитажа.
Отзывы о выставке «Две "Флоры"»