В традиции йоутэйпве куклам присваивались магические свойства: издревле считалось, что с их помощью боги общаются с людьми. Материал, из которого делались фигурки, определял специально приглашённый астролог. Для причёсок персонажей использовались волосы или шёлк, на обувь наносилось сусальное золото. Одевали марионеток в типичные для эпохи наряды, расшитые серебряной и золотой нитью. За изготовление куклы мог взяться не каждый: право на это священное действо имели лишь те, кто прошёл особый ритуал. Когда персонажи приходили в негодность, никто не думал их выбрасывать: деревянных актёров хоронили со всеми почестями. Кстати, именно из-за этой традиции погребения до нас дошло очень мало изделий.
Бирманские кукольные театры вели кочевой образ жизни. Исключение составляли лишь придворные труппы. Как правило, над одним спектаклем работали до 12 человек — музыканты, певцы, кукловоды, декоратор и ведущий. Количество кукол доходило до 36. По традиции представление начиналось в полночь и длилось до утра. Репертуар основывался на местных мифах и эпических сказаниях.
После покорения страны англичанами народный театр марионеток стал постепенно умирать. Его возрождение началось в 1960-е годы.
На выставке можно увидеть кукол, изготовленных в XX веке, — Ганешу, Ханумана, Раму, Ситу, Вишну, Гаруду и других. Они знакомят зрителей не только с йоутэйпве, но и с народными легендами Бирмы. Экспозиция развернулась в разделе «Религии Востока. Религии Индии» Музея истории религии.
Отзывы о выставке «Мистерия кукол. Бирманский театр кукол-марионеток»