Лукас Кранах Старший — один из ключевых живописцев немецкого Возрождения, в чьих работах отразились, пожалуй, все существовавшие в его эпоху сюжеты. О его раннем творчестве нам известно немногое: дошедшие до нас произведения он создал после 30 лет.
В его картинах, относящихся к венскому периоду, чувствуется связь с полотнами таких авторов, как Ганс Поллак, Фейт Штосс и другие. Речь идёт о пейзажах, портретах и жанровых композициях, пропитанных идеями пантеизма.
С 1505 года он работал придворным живописцем саксонских курфюрстов. В 1509 году из-под его кисти вышла знаменитая «Венера с Амуром». Языческую богиню Кранах изобразил в полный рост и обнажённой, что было ново и смело для его времени. Примерно в те же годы сформировался идеал женской красоты мастера: сердцевидное лицо, тонкий нос, узкие немного раскосые глаза, аккуратный подбородок. На протяжении многих лет моделью живописца была Сибилла Клевская, черты которой (помимо её собственных портретов) угадываются в образах Венеры, Юдифи, нимф.
Ещё одна грань творчества художника — графика. Большой интерес представляют его ксилографии с изображением сцен охоты, серия «Страсти Христовы», цикл «Мученичества апостолов».
В 1537 году Кранах Старший передал мастерскую сыну — молодому Лукасу Кранаху Младшему. Тот сначала повторял отцовские произведения, но со временем нашёл собственную тему: стал писать картины-эпитафии на тему Воскресения.
Мастерская Кранахов существовала около 100 лет и увидела четыре поколения художников: после кончины Кранаха Младшего ею руководил Августин Кранах, затем — Лукас Кранах III. Их работы история не сохранила.
В экспозицию входят около 80 живописных полотен и графических листов как самих Кранахов, так и художников, творивших в их мастерской. Выставку можно увидеть на третьем этаже Эрмитажа.
Отзывы о выставке «Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом»