Однако в этой непримечательной с первого взгляда части города сохранились следы дореволюционного классицизма, памятники новаторского конструктивизма, помпезные здания сталинского ампира, скромные хрущёвки 40–60–х годов, «дома-корабли» советской типовой застройки и другие архитектурные находки.
Мы расскажем о самых примечательных строениях района в двух частях нашей виртуальной экскурсии.
В XVIII веке к загородной резиденции Петра I в Петергофе проложили дорогу, вдоль которой на современной территории района возникла целая сеть загородных усадеб и поселений. Особого внимания заслуживает дача княгини Воронцовой-Дашковой, построенная в 1784 году на 4-ой версте Петергофской дороги. Несмотря на то, что в своих воспоминаниях княгиня называет автором усадьбы саму себя, известно, что проект разработал последователь традиций палладианства в России, итальянский архитектор Джакомо Кваренги.
Главное здание имеет полукруглую форму «подковы». Существует предание, согласно которому во время загородной поездки Екатерины II одна из запряжённых в карету лошадей потеряла на территории будущей усадьбы подкову. Именно тогда императрица решила заложить на этом месте дачу для своей подруги — княгини Екатерины Воронцовой-Дашковой, ведь подкова издавна символизировала счастье и удачу.
Архитектура усадьбы проста и лаконична — гладкие жёлтые стены не перегружены излишним декором. Центральное трёхэтажное здание возведено на цокольный этаж, который возвышает парадный вход над землёй, и соединено с двухэтажными боковыми флигелями дугой одноэтажных галерей. В отличие от палладианских окон, здесь они имеют прямоугольную форму. Парадный фасад оформлен портиком из четырёх колон и обращён к дороге в соответствии с указом Петра о возведении дач вдоль Петергофской дороги фасадами к взморью.
Вокруг дачи разбит большой английский пейзажный парк, который раньше простирался до морского берега. Сквозь него по направлению к Финскому заливу проложена просека. Прилегающая к ней территория прорезана извилистыми каналами, образующими живописные островки. Эта местность также известна как «Кирьяново».
В начале XIX века загородные усадьбы начали вытеснять заводы. В 1801 году в район севернее деревни Автово был переведён Кронштадтский чугунолитейный завод — будущий Путиловский, ныне Кировский завод.
Забастовка рабочих Путиловского завода стала началом революционных событий в XX веке. После того, как руководство завода отказало бастующим в удовлетворении их требований, 9 января 1905 года мирное шествие рабочих во главе со священником Георгием Гапоном отправилось к Зимнему дворцу. На подступах к нему беззащитных людей встретил шквальный огонь воинских подразделений. Эти события вошли в историю под названием «Кровавое воскресенье» и ознаменовали начало первой русской революции 1905–1907 годов.
Проспект Стачек, центральная магистраль Кировского района, сформировался на основе старой Петергофской дороги. Проспект простирается на 8 километров от площади Стачек до пересечения с проспектом Маршала Жукова, где переходит в современное Петергофское шоссе. Участки вдоль проспекта застраивались с 1920-х вплоть до 1970-х годов, позволяя проследить смену стилистических доминант в советской архитектуре.
Площадь Стачек, возникшая ещё в XVIII веке, названа в память об участии рабочих заводов Нарвской заставы в антиправительственных выступлениях в начале XX века. Кажется удивительным сохранение в самом сердце площади символа величия Российской Империи — Нарвских ворот. Их построили в стиле ампир в 1827–1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Над проектом работал творческий союз архитектора Василия Стасова и скульпторов Степана Пименова, Василия Демут-Малиновского и Петра Клодта.
При возведении новых триумфальных ворот Стасов сохранил первоначальную задумку Джакомо Кваренги, создавшего их деревянный прототип, но не ограничился кирпичом или камнем, а обшил кирпичную кладку медными листами. Новаторское решение выделило памятник среди подобных европейских построек. Из медных листов были созданы и фигуры скульптурной группы, венчающей ворота. Крылатая фигура Славы, управляющая колесницей с конями, увековечила триумф русской армии в заграничном походе Отечественной войны.
Ниши ворот занимают медные фигуры древнерусских витязей, занявшие место античных римских воинов Кваренги. Мощные изваяния принадлежат Степану Пименову и Василию Демут-Малиновскому.
25 января 1999 года к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда напротив Нарвских ворот установили памятник маршалу Леониду Говорову. Скульптуру создал Вениамин Боголюбов ещё при жизни маршала в 1946 году. Высота постамента равна 490 сантиметрам, а сама скульптура достигает 360 сантиметров.
Маршал Говоров командовал войсками Ленинградского и Прибалтийского фронта. С его именем связаны важнейшие события в истории обороны и освобождения блокадного Ленинграда. По этой причине статная фигура главного триумфатора Ленинградского фронта обращена лицом к Нарвским триумфальным воротам, а на постаменте из розового гранита красуется надпись «Маршалу Говорову благодарные горожане».
В 1920-е годы начинается масштабный процесс благоустройства района, в ходе которого сносились деревянные дома и бараки и возводились каменные здания. Архитектурные доминанты определяет конструктивизм с его характерными чертами — строгостью, геометризмом, лаконичностью, а также общая монолитность зданий.
Поскольку на первый план в архитектуре конструктивизма выходят утилитарные постройки общественного назначения, одним из первых памятников этого стиля стало здание Кировского райсовета (первоначально Дома Советов Московско-Нарвского района Ленинграда), которое и сейчас занимает районная администрация.
Здание возвели по проекту советского архитектора Ноя Троцкого в период с 1930 по 1935 годы вдоль границы Кировской площади. Асимметричная форма постройки продиктована огромным разнообразием функций.
Основой здания выступает прямоугольный корпус вдоль улицы Швецова. Его венчает одиннадцатиэтажная башня с огромным кубом, вмещающим гигантских размеров серп и молот. Она стала высотной доминантой всего района и отсылает к средневековой традиции возведения городских ратуш на главных площадях. От главного корпуса параллельно друг другу расходятся три крыла, связанные галереями на высоких столбах.
Монолитный железобетонный каркас в основании здания Кировского райсовета позволил Троцкому применить полноценное ленточное остекление в 120 метров, переходящее с основного корпуса на полукруглый выступ слева. Сам же полукруглый торец рифмуется с эллипсовидным залом для собраний.
Первый дворец культуры в стиле конструктивизм, построенный в 1925–1927 годах архитекторами Александром Гегелло и Александром Дмитриевым при участии архитектора Давида Кричевского и инженера Владимира Райляна, также расположился на проспекте Стачек недалеко от станции метро «Нарвская».
Монументальное здание дворца культуры имени Горького создано в простых крупномасштабных архитектурных формах, усиленных контрастом глухих и застеклённых поверхностей. Его фасады не перегружены декором.
Центральная часть овального здания обозначена стеклянным витражом, разделённым столбами на пять частей. Здесь расположены зрительный зал и фойе-галереи. От боковых шестиэтажных частей расходятся крылья здания, вмещающие малый концертный зал, кинозал, библиотеку, физкультурный зал, клубные помещения.
В 1931 году Александр Гегелло и Давид Кричевский сделали к центральному вестибюлю зала пристройку для билетных касс, над которой устроили плоское перекрытие, увеличивающее площадь балкона фойе.
Таковым было начало эпохи конструктивизма — времени расцвета утопических идей о создании коммунистического государства. На территории Кировского района сложились основные формы и каноны строительства общественных зданий, к которым будут обращаться советские архитекторы в 20-30-е годы.
В следующей части виртуальной экскурсии мы расскажем вам о советском ампире и «домах-кораблях».
А пока рекомендуем ознакомиться с первой и второй частями нашего текста про Московский проспект.
Автор текста — Ирина Бережнюк
Оставьте комментарий