Новости

Архитектура Кировского района как наглядное воплощение истории советского строительства

Однако в этой непримечательной с первого взгляда части города сохранились следы дореволюционного классицизма, памятники новаторского конструктивизма, помпезные здания сталинского ампира, скромные хрущёвки 40–60–х годов, «дома-корабли» советской типовой застройки и другие архитектурные находки.

Мы расскажем о самых примечательных строениях района в двух частях нашей виртуальной экскурсии.

Территория Кировского района

Предыстория

В XVIII веке к загородной резиденции Петра I в Петергофе проложили дорогу, вдоль которой на современной территории района возникла целая сеть загородных усадеб и поселений. Особого внимания заслуживает дача княгини Воронцовой-Дашковой, построенная в 1784 году на 4-ой версте Петергофской дороги. Несмотря на то, что в своих воспоминаниях княгиня называет автором усадьбы саму себя, известно, что проект разработал последователь традиций палладианства в России, итальянский архитектор Джакомо Кваренги.

Главное здание имеет полукруглую форму «подковы». Существует предание, согласно которому во время загородной поездки Екатерины II одна из запряжённых в карету лошадей потеряла на территории будущей усадьбы подкову. Именно тогда императрица решила заложить на этом месте дачу для своей подруги — княгини Екатерины Воронцовой-Дашковой, ведь подкова издавна символизировала счастье и удачу.

На деле всё намного прозаичнее — подковообразная форма являлась одной из наиболее излюбленных в классицизме из-за своей симметричности.

Архитектура усадьбы проста и лаконична — гладкие жёлтые стены не перегружены излишним декором. Центральное трёхэтажное здание возведено на цокольный этаж, который возвышает парадный вход над землёй, и соединено с двухэтажными боковыми флигелями дугой одноэтажных галерей. В отличие от палладианских окон, здесь они имеют прямоугольную форму. Парадный фасад оформлен портиком из четырёх колон и обращён к дороге в соответствии с указом Петра о возведении дач вдоль Петергофской дороги фасадами к взморью.

Вокруг дачи разбит большой английский пейзажный парк, который раньше простирался до морского берега. Сквозь него по направлению к Финскому заливу проложена просека. Прилегающая к ней территория прорезана извилистыми каналами, образующими живописные островки. Эта местность также известна как «Кирьяново».

Сейчас в здании усадьбы находятся филиал музея «Нарвская застава» и мемориальная квартира княгини Воронцовой-Дашковой.

Начало промышленной истории

В начале XIX века загородные усадьбы начали вытеснять заводы. В 1801 году в район севернее деревни Автово был переведён Кронштадтский чугунолитейный завод — будущий Путиловский, ныне Кировский завод.

Постепенно район бывшей Нарвской заставы превратился в промышленное предместье Петербурга, застроенное бараками и доходными домами для рабочих.

Забастовка рабочих Путиловского завода стала началом революционных событий в XX веке. После того, как руководство завода отказало бастующим в удовлетворении их требований, 9 января 1905 года мирное шествие рабочих во главе со священником Георгием Гапоном отправилось к Зимнему дворцу. На подступах к нему беззащитных людей встретил шквальный огонь воинских подразделений. Эти события вошли в историю под названием «Кровавое воскресенье» и ознаменовали начало первой русской революции 1905–1907 годов.

У истоков главной магистрали района: площадь Стачек и Нарвские ворота

Проспект Стачек, центральная магистраль Кировского района, сформировался на основе старой Петергофской дороги. Проспект простирается на 8 километров от площади Стачек до пересечения с проспектом Маршала Жукова, где переходит в современное Петергофское шоссе. Участки вдоль проспекта застраивались с 1920-х вплоть до 1970-х годов, позволяя проследить смену стилистических доминант в советской архитектуре.

Площадь Стачек, возникшая ещё в XVIII веке, названа в память об участии рабочих заводов Нарвской заставы в антиправительственных выступлениях в начале XX века. Кажется удивительным сохранение в самом сердце площади символа величия Российской Империи — Нарвских ворот. Их построили в стиле ампир в 1827–1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Над проектом работал творческий союз архитектора Василия Стасова и скульпторов Степана Пименова, Василия Демут-Малиновского и Петра Клодта.

При возведении новых триумфальных ворот Стасов сохранил первоначальную задумку Джакомо Кваренги, создавшего их деревянный прототип, но не ограничился кирпичом или камнем, а обшил кирпичную кладку медными листами. Новаторское решение выделило памятник среди подобных европейских построек. Из медных листов были созданы и фигуры скульптурной группы, венчающей ворота. Крылатая фигура Славы, управляющая колесницей с конями, увековечила триумф русской армии в заграничном походе Отечественной войны.

Ниши ворот занимают медные фигуры древнерусских витязей, занявшие место античных римских воинов Кваренги. Мощные изваяния принадлежат Степану Пименову и Василию Демут-Малиновскому.

Римских воинов заменили русскими витязями из-за интереса ко всему отечественному, который возродился после победы над французами.

25 января 1999 года к 55-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда напротив Нарвских ворот установили памятник маршалу Леониду Говорову. Скульптуру создал Вениамин Боголюбов ещё при жизни маршала в 1946 году. Высота постамента равна 490 сантиметрам, а сама скульптура достигает 360 сантиметров.

Маршал Говоров командовал войсками Ленинградского и Прибалтийского фронта. С его именем связаны важнейшие события в истории обороны и освобождения блокадного Ленинграда. По этой причине статная фигура главного триумфатора Ленинградского фронта обращена лицом к Нарвским триумфальным воротам, а на постаменте из розового гранита красуется надпись «Маршалу Говорову благодарные горожане».

Конструктивизм проспекта Стачек: начало советской застройки

В 1920-е годы начинается масштабный процесс благоустройства района, в ходе которого сносились деревянные дома и бараки и возводились каменные здания. Архитектурные доминанты определяет конструктивизм с его характерными чертами — строгостью, геометризмом, лаконичностью, а также общая монолитность зданий.

Поскольку на первый план в архитектуре конструктивизма выходят утилитарные постройки общественного назначения, одним из первых памятников этого стиля стало здание Кировского райсовета (первоначально Дома Советов Московско-Нарвского района Ленинграда), которое и сейчас занимает районная администрация.

Здание возвели по проекту советского архитектора Ноя Троцкого в период с 1930 по 1935 годы вдоль границы Кировской площади. Асимметричная форма постройки продиктована огромным разнообразием функций.

В стенах райсовета планировали расположить районные органы власти, культурные учреждения, банк, почту и зал для собраний.

Основой здания выступает прямоугольный корпус вдоль улицы Швецова. Его венчает одиннадцатиэтажная башня с огромным кубом, вмещающим гигантских размеров серп и молот. Она стала высотной доминантой всего района и отсылает к средневековой традиции возведения городских ратуш на главных площадях. От главного корпуса параллельно друг другу расходятся три крыла, связанные галереями на высоких столбах.

Первый этаж основного фасада декорирован пилонами, которые разбивает двухэтажный прямоугольный портик. Архитектурный ход сближает облик здания с жилым «домом на сваях» — другой распространённой формой эпохи.

Монолитный железобетонный каркас в основании здания Кировского райсовета позволил Троцкому применить полноценное ленточное остекление в 120 метров, переходящее с основного корпуса на полукруглый выступ слева. Сам же полукруглый торец рифмуется с эллипсовидным залом для собраний.

Первый дворец культуры в стиле конструктивизм, построенный в 1925–1927 годах архитекторами Александром Гегелло и Александром Дмитриевым при участии архитектора Давида Кричевского и инженера Владимира Райляна, также расположился на проспекте Стачек недалеко от станции метро «Нарвская».

Дворец культуры имени Горького

Монументальное здание дворца культуры имени Горького создано в простых крупномасштабных архитектурных формах, усиленных контрастом глухих и застеклённых поверхностей. Его фасады не перегружены декором.

Центральная часть овального здания обозначена стеклянным витражом, разделённым столбами на пять частей. Здесь расположены зрительный зал и фойе-галереи. От боковых шестиэтажных частей расходятся крылья здания, вмещающие малый концертный зал, кинозал, библиотеку, физкультурный зал, клубные помещения.

В 1931 году Александр Гегелло и Давид Кричевский сделали к центральному вестибюлю зала пристройку для билетных касс, над которой устроили плоское перекрытие, увеличивающее площадь балкона фойе.

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Таковым было начало эпохи конструктивизма — времени расцвета утопических идей о создании коммунистического государства. На территории Кировского района сложились основные формы и каноны строительства общественных зданий, к которым будут обращаться советские архитекторы в 20-30-е годы.

В следующей части виртуальной экскурсии мы расскажем вам о советском ампире и «домах-кораблях».

А пока рекомендуем ознакомиться с первой и второй частями нашего текста про Московский проспект.

Автор текста — Ирина Бережнюк

Оставьте комментарий
Рекомендации