В 1905 году на месте дома Гаугеров был построен новый доходный дом, принадлежавший Юлиану Борисовичу Баку — видному общественному деятелю начала XX века. Автором проекта дома стал Борис Гиршович. Архитектор учёл уже существовавшие каноны возведения доходных домов: чтобы застроить имевшийся участок земли как можно плотнее, дом предполагалось выстроить по периметру так, что внутри появился двор-колодец. Сюда вели три чёрных хода, предназначенных для прислуги, которая обслуживала жителей дома.
Сами жители заходили в свои квартиры через два парадных входа. От нелицеприятных бытовых сюжетов во внутреннем дворе обитателей дома охраняли красочные витражи на окнах лестничных клеток.
Гиршовичу хотелось внести в свой проект нечто необычное — то, что могло бы выделить его творение в ряду прочих доходных домов Петербурга. Архитектор решил соединить стоящие друг напротив друга корпуса на уровне второго и пятого этажей открытым балконом и крытыми галереями. Такой двор называют подвесным.
Помимо эстетической составляющей, подвесные дворы интересны своим практическим назначением.
Некоторые помещения снимали за копейки студенты и другие беднейшие резиденты столицы.
К другим особенностям архитектурного облика дома можно отнести декоративное убранство парадных фасадов, выдержанных в стилистике модерна. Здание имеет чёткое горизонтальное и вертикальное деление.
Этажи между собой разделяют межэтажные тяги и карнизы — убранство каждого из них уникально. Первый этаж, предназначенный для хозяйственных помещений и магазинов, облицован грубым серым известняком. На втором и третьем этажах расположены самые роскошные квартиры, окна которых завершают разорванные фронтоны, украшенные разнообразными лепными гирляндами и раковинами. Простенки между окнами декорированы пилястрами с капителями, оформленными классическим коринфским ордером. Окна четвёртого и пятого этажа имеют более скромное оформление. Их венчают простые полукруглые фронтоны с картушами. Мансардный этаж отделяет от основного объёма здания причудливые кованые решетки.
Архитектурный ритм здания создают четыре вертикали богато украшенных эркеров, выдержанных в общей стилистике здания. Пространство между этажами украшают цветочные гирлянды. Балкончики декорированы коваными решетками, орнамент которых гармонично сочетается с лепниной фасадов.
Внутренние фасады во дворе-колодце имеют более сдержанный облик. Вы не увидите здесь изящного лепного декора. Основным выразительным элементом этой части здания являются открытые балконы с высокими французскими окнами в пол и галереями, обозначенными простой решеткой.
Если вы хотите лучше ознакомиться с особенностями дворов Петербурга, рекомендуем прочитать наш текст.
В начале XX века в доходном доме Бака проживали состоятельные горожане разных профессий — от чиновников до художников. На первом этаже жил сам владелец — Юлиан Борисович Бак с супругой. Квартиру этажом выше занимал военный министр, ещё выше — председатель правления общества российской бумагопрядильной мануфактуры, полковник, начальник департамента полиции.
В квартире №32, которая сейчас разделена на №91 и №32, была мастерская Льва Бакста. Именно здесь художник жил дольше всего в Петербурге. В этой квартире он создал всё, что ушло в Париж для постановки знаменитых «Русских сезонов» Дягилева.
После революции в доме появились новые жильцы — те, кого селили в коммунальные квартиры, созданные из бывших роскошных апартаментов. В комнатах «уплотнённого» дома в разное время жили актёр Юрий Каморный, поэт Анатолий Мариенгоф с супругой, актрисой Анной Никритиной, артисты балета Нина Тимофеева и Василий Островский. Их присутствие не смогло уберечь декор лестничных клеток и вестибюлей от расхищения и уничтожения.
По этой причине в настоящее время от оригинальных витражей остались лишь верхние части, до которых было сложно дотянуться. Положение дома усугубила Великая Отечественная война, во время которой в здание попало две неразорвавшиеся бомбы. Один из снарядов пробил несколько этажей, другой оставил на фасаде глубокую трещину.
С падением СССР дом был включён в перечень локаций для съемок студии «Ленфильм». Однако новый статус никак не повлиял на его состояние. Тогда жители дома взяли работу по защите и восстановлению здания на себя.
Сегодня жители продолжают собирать информацию об утраченных элементах убранства, заботятся о сохранности того, что уцелело. Их силами об архитектуре и истории здания узнаёт все больше и больше людей. После масштабной огласки проблем бывшего доходного дома в 2019 году в здании отремонтировали фасады.
В том же году жители начали кампанию по реставрации тамбуров первой и второй парадных, средства на которую собираются путём частных пожертвований. Благодаря неравнодушным горожанам есть надежда на то, что первозданный вид доходного дома Бака однажды будет полностью восстановлен.
Почитать подробнее о здании можно в группе ВКонтакте.
Автор текста – Ирина Бережнюк
Оставьте комментарий