Новости

Дом Веге: дом, который построил ультрамариновый король

Самому зданию чуть больше ста лет — далеко не рекорд для Петербурга. Однако история места, на котором сегодня стоит дом Веге, началась ещё в XVIII. Тогда этот участок и часть близлежащего квартала принадлежала русскому архитектору Василию Ивановичу Баженову, который умел пользоваться благосклонностью императора. Баженов лично разрабатывал проект строительства своей городской усадьбы.

В музее Академии художеств сохранились чертежи проекта Баженова: дом представлял собой угловое двухэтажное здание с высоким цоколем и одинаковыми фасадами, с лоджией на втором этаже, украшенной дорическими колоннами, и небольшим садом, занимавшим часть двора. Если бы ему удалось воплотить свои планы в жизнь, на месте величественного доходного дома красовался бы типичный для эпохи классицизма особняк. Скорее всего он был бы похож на усадьбу Дашковой-Воронцовой (о которой мы рассказывали в материале о Кировском районе), усадьбу Марьино в Андрианово и многие другие купеческие и дворянские особняки Петербурга и его пригородов.

Усадьба Марьино

После смерти Баженова участок унаследовали его сыновья: один из них построил на своей части жилой дом, другой же продал свою половину французу Луи Бенуа. Хозяева и их здания менялись один за другим, когда в 1912 году участок приобрёл Роберт Георгиевич Веге.

Роберт Георгиевич Веге

Как уже было упомянуто выше, новый хозяин дома был «ультрамариновым королем». Его отец, Георгий Иванович Веге, был весьма предприимчив и дальновиден. В 1876 году он основал ультрамариновый завод. Привозной ультрамарин стоил довольно дорого, а спрос на него с каждым годом только рос. Победив многочисленных конкурентов, Веге стал монополистом в этой отрасли, обеспечив тем самым безбедное существование не только себе, но и своим потомкам.

В городе также известно и другое прозвище Веге. Говорят, что он был не ультрамариновым, а шоколадным королём. Роберт Веге владел акциями «Жоржа Бормана» — российской кондитерской компании, поставлявшей шоколад к Императорскому двору. Но всё-таки этого мало для получения гордого звания короля. Кто «короновал» Веге, доподлинно неизвестно: быть может, это сделали изобретательные экскурсоводы, а может — ушлые риелторы.

Задумка, проект и архитектурные особенности доходного дома Веге

Новое здание по заказу Веге было построено в 1912—1914 годах по проекту архитектора Овсянникова при участи Ставицкого. Перед Овсянниковым была поставлена вполне определённая задача.

Во-первых, в отличие от типичных доходных домов, в этом доме абсолютно все квартиры предназначались для людей состоятельных и знатных. Среди жителей доходного дома не было места даже мелкому чиновнику. А значит, внутренний и внешний фасады здания не должны были друг другу в чём-либо уступать. Более того, сама идея внутреннего двора появилась из-за необходимости обеспечить достаточным освещением абсолютно все квартиры.

Фото: wikimedia.org
Александр Власенко, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Во-вторых, творчество архитектора было в некоторой степени ограничено. По желанию заказчика, облик здания должен был вобрать в себя узнаваемые элементы своих знаменитых предшественников. Планировалось соединить общую монументальность банка Вавельберга на Невском проспекте и атлантов здания Императорского Эрмитажа. Соединение этих элементов недвусмысленно заявляло о том, что жители дома столь же богаты, как банкир Вавельберг и его клиенты, и столь же культурны и благородны, как посетители Эрмитажа.

Овсянников не только блестяще справился с поставленной задачей, но и смог выразить своё творческое Я: несмотря на использование элементов знаменитых зданий, его доходному дому нельзя отказать в уникальности. Ритм наружного фасада задают округлые эркеры. Эти вертикали акцентированы открытыми изящными балкончиками на втором этаже. Скругленный угол здания, продолжающий симметричные корпуса, выступает также в роли эркера. Так, фасад набережной буквально перетекает в другой посредством использования одного и того же архитектурного элемента.

Фото: wikimedia.org
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В соответствии со стилистикой неоренессанса, первые два этажа оформлены рустом, потому выглядят более приземлённо и тяжеловесно. Плоскость стен этажей выше щедро декорирована традиционными итальянскими элементами. Барельефы в простенках между окнами и фриз на уровне второго этажа стилизованы под фрески итальянского кватроченто. Фриз представляет бытовые сценки из жизни людей эпохи Возрождения: кто-то ведет светскую беседу, кто-то занимается торговлей, кто-то держит поводья коня господина. Сами фигуры в ренессансных одеждах достаточно статичны, но их расположение вдоль всего фасада вторит строгой ритмике здания и добавляет экспрессии.

Фото: wikimedia.org
Книжная пыль, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Итальянские мотивы заметны и в частях здания, фланкирующих парадный двор. Хотя балконами они не являются, их аркадные окна напоминают об угловых лоджиях итальянских палаццо и средневековом трифории. К романскому стилю отсылают и балконные решетки с аркатурным мотивом, который также появляется в оформлении окон второго этажа.

Фото: wikimedia.org
Книжная пыль, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Простенки окон верхних этажей фасада, выходящего на набережную Крюкова канала, представляют собой пилястры, капители которых заменены фестонами — изогнутыми бараньими рогами.

Фото: wikimedia.org
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Сдвоенные прямоугольные окна, выходящие во внутренний двор, напоминают о немецком классицизме. Пространство под окнами декорировано прямоугольными вставками с изображением картушей, окружённых дельфинами. Те же дельфины использовались и в оформлении перил Аничкова моста, а значит, и Замкового моста в Берлине, созданных по рисунку немецкого архитектора Шинкеля.

Фото: wikimedia.org
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Знаменитые жители доходного дома Веге

Как уже было сказано, квартиры в доме предназначались для состоятельных жителей. К примеру, долгое время (порядка 40 лет) здесь проживал советский учёный-генетик Михаил Лобашев. Также среди именитых жителей дома часто упоминают певца Фёдора Шаляпина. Однако он никогда в доме не жил, но был здесь частым гостем. Всё дело в том, что в доме Веге квартировал Александр Ильич Зилоти — музыкальный деятель, пианист и дирижёр. Он поселился в этом доме со своей семьёй в 1913 году. В гостях у Александра Ильича бывали композиторы Стравинский и Прокофьев, для популяризации творчества которых Зилоти очень много сделал своими концертами. Его квартиру посещали и художник Игорь Грабарь, и другие именитые люди искусства.

Фото: wikimedia.org
Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

После революции многие жильцы, в том числе семья Зилоти и семья самого Веге были вынуждены покинуть родину. Кто-то иммигрировал во Францию, кто-то уехал в США, кто-то осел в Финляндии. В стенах бывшего доходного дома открылась Центральная библиотека второго городского района. К оставленному Зилоти собранию книг добавили большие библиотеки изгнанной элиты и интеллигенции.

Сегодня дом Веге постепенно обретает своё былое величие — в нём осталось всего лишь две или три коммуналки, остальные квартиры принадлежат представителям новой русской элиты. Например, здесь живёт солист группировки «Ленинград» Сергей Шнуров — его часто видят неподалёку. По этой причине дом снова стал недоступен для обычных людей и туристов — им остаётся любоваться необычным убранством дома снаружи.

Автор текста – Ирина Бережнюк

2 комментария
Рекомендации