Что такое виммельбух?
Многие из вас уже знакомы с этим жанром. Это книги, которые отличаются полным отсутствием текста. Вся информация представлена в визуальном виде, мы узнаём её именно из картинок.
Как же пользоваться такой книжкой?
Ответ зависит от того, какого возраста ваш ребёнок. Общаться с этой книгой можно начинать довольно рано. Уже к двум годам ребёнок приходит к общим понятиям жизни и знаком с большим количеством слов.
Как проходит процесс общения?
Открываем книгу и начинаем с самых простых понятий. «Покажи, где находится домик? А где машина?». В свой виммельбух я специально включила разнообразные предметы, чтобы можно было поговорить об их многообразии.
Чем старше ребёнок становится, тем более сложные задачи можно решать с помощью этой книги. Внутри иллюстрации могут быть заложены сюжеты, которые можно изучать.
Есть и персонажи, которые путешествуют с разворота на разворот. У каждого есть свой характер. Например, у меня есть Покупашкины, которые всегда что-то покупают. Есть девушка-музыкант, которая играет на скрипке, а есть мама, которая всегда прихорашивается.
Обязательно ли при чтении виммельбуха разглядеть истории, заложенные автором?
Какие ещё задачи выполняет книга?
Моя сверхзадача как автора — познакомить ребёнка с городом. У нас есть две книжки: «Я иду искать в Москве» и «Я иду искать в Санкт-Петербурге». Они познакомят вас со значимыми местами каждого из городов и помогут изучить их достопримечательности. Кроме того, книги развивают речь и самостоятельность, ведь их можно изучать и без помощи родителей.
Как адаптировать виммельбух для малышей?
Когда ребёнок совсем маленький, ему не так интересны подобные книги. В таком возрасте изучать настолько детальные изображения достаточно тяжело. Виммельбух всё-таки рассчитан на детей постарше, от года. Но и для малышей в моей книге найдётся что-то интересное. Вы можете послушать голоса животных в зоопарке. Это будет интересно и взрослым, я знаю, что многие удивляются тому, какие звуки издаёт зебра.
Будут ли интересны ваши книги взрослым?
Конечно! Такие книги являются прекрасным пособием для изучения иностранного языка, ведь это готовая тема для беседы учителя и ученика. Узнавать из книги много лексики и обсуждать её.
Расскажите об истории жанра
Иллюстрации, наполненные большим количеством символов и сюжетов, появились далеко не вчера. Например, такими авторами были Босх и Брейгель. Их картины и сейчас можно изучать достаточно подробно и долго, так что их можно назвать родоначальниками жанра.
Уже в современном виде виммельбух появился в 1950 году благодаря Гансу Юргену Прессу. В его книгах иллюстрации были не просто сопровождением к тексту, а заключали в себе смысл, которого в тексте не было. Например, в тексте детективных историй нам задавали вопрос о том, где находится тот или иной предмет. Ответить на этот вопрос можно было при внимательном изучении иллюстрации.
Полноценный виммельбух, который вообще не содержал в себе текста, появился в 1960 году. Его автором стал Али Митгуш. Это была идея его друга, психолога Курта Зельманна. Однажды он попросил Али создать для его занятий с пациентами книгу, наполненную иллюстрациями. В таком творческом союзе родилась книга «Мой город», на разворотах которой подробно описывалась жизнь города.
Эта книга была настолько популярна, что завтор создал большую серию разных книг на различные темы, а создатель обзавёлся огромным количеством поклонников и последователей.
Вершиной жанра стали книги Сузанны Бернер, потому что теперь у них появился сюжет, благодаря чему они стали популярны. Ребёнок мог проследить героя с начала книги до самого её конца. И не только внутри одной книги, но и целой серии книг.
В весенней книге автора мы видим на чердаке лыжи, а в летней замечаем, что папа понёс их продавать. После он пройдёт по всем страницам книги, пока не доберётся до рынка. Открыв осеннюю книгу, мы обнаружим, что на чердаке лыж уже нет, но точно можем ответить на вопрос, куда же они делись.
Почему вам нравится этот жанр?
Впервые я столкнулась с книжкой Али Митгуш во Франции. Когда я её увидела, поняла, что мне тоже нравится рисовать долго и подробно, создавая какой-то новый мир. В России такого тогда не было, но к тому моменту, как я собралась издать нечто подобное, книги уже появились.
Тогда я решила подать заявку на грант в Министерство культуры, получила его и принялась создавать книгу, для которой придумала некоторое уникальное отличие. У моей книги есть сайт. Так она стала полностью интерактивной.
Как работает сайт?
Чем книга отличается от сайта?
В книге есть те страницы, которых на сайте не найти. Мне важно было показать культуру и историю города, а также то, как он менялся с течением времени. Вы можете проследить, как изменился облик площади Восстания, в какой момент там появились метро и стелла.
Это тоже будет интересным исследовательским занятием для ребёнка: найти все отличия и выяснить, что изменилось за 300 лет в Петропавловской крепости или за 200 лет на Дворцовой площади.
Сколько человек трудились над книгой и сайтом?
Основная роль тут моя. Без программиста тоже не обошлось. Я продумала весь интерактив и поставила ему задачу, а он воплотил мои идеи в жизнь. Ещё был корректор, который мне помогал с текстами для сайта. Сами факты находила тоже я. Получается, всего три человека.
Как вы работали с историческими фактами?
Сложность этих книг заключается ещё и в том, что я пыталась чётко и достоверно изобразить факты. Если в реальной жизни дома стоят именно в таком порядке и выглядят определённым образом, в таком же порядке и в таком же виде они будут изображены у меня. Историю я тоже старалась изучить очень подробно, чтобы в книге не было фактологических ошибок.
Приходилось и прибегать к использованию современных технологий. Например, когда я рисовала Летний сад, он был на реконструкции, так что мне пришлось открыть Яндекс.Карты и рисовать по ним.
Точно так же случилось и с Москвой. Пока я рисовала книгу, там появился парк «Зарядье», где я ни разу не была. Не упомянуть такую важную достопримечательность было нельзя, так что я всё изучила и срисовала парк с панорамы.
Любимые места в Петербурге
Питер я люблю не «где», а «когда». Самое приятное время — это весна и начало лета. Тепло, белые ночи, дополнительные силы, которые приходят к нам вместе со светом. В это время Петербург прекрасен буквально везде.
Особенные и ностальгические чувства у меня вызывают места по близости с «Мухой» на Соляном переулке, так как я училась в этой художественной академии. Туда же могу отнести Михайловский сад и замок.
Город сильно преобразился, где-то в плохом, где-то в хорошем смысле. Например, очень изменился Крестовский остров. Теперь, когда ты попадаешь туда, у тебя возникает полное впечатление, что ты приехал в другую страну.
Петербург вашими глазами
Я подумала, что Петербург будет не Петербург, если я покажу только новостройки, поэтому у меня есть странички, посвящённые спальным районам. На сайте панели на домах можно двигать и заглядывать в квартиры.
Не могу сказать, над какой частью города мне было работать интереснее, но могу сказать, что я попыталась изобразить квартиру своих родителей, бабушку и маму. Мы с моей семьёй часто появляемся на страницах книги.
О чём будет ваша новая книга?
У меня есть мысль сделать книги про «Золотое кольцо». Также я создала серию раскрасок на тему Питера и Москвы. Они отличаются от виммельбуха масштабом, а изображения немного упрощены и увеличены, чтобы их было проще раскрашивать. Купить их можно будет в «Буквоеде» с июня этого года. Такие раскраски понравятся даже взрослым.
Комментарии к «Город глазами автора вииммельбуха «Я иду искать в Санкт-Петербурге» Светланы Шахвердовой»