Проституцией чаще всего занимались необразованные молодые крестьянки, которые надеялись подзаработать в столице и вернуться домой. Родные деревни они покидали с мыслью, что без проблем найдут место прислуги или швеи. Однако конкуренция на рынке труда была бешеной.
Некоторые женщины целенаправленно ехали работать в борделях. Местный врач в диссертации «Поднадзорная проституция в Санкт-Петербурге по данным Врачебно-Полицейского комитета и Калинкинской больницы» описывал наплыв проституток из Риги и Германии.
Те девушки точно знали, чего хотели. Но многих требовалось подтолкнуть. Популярным местом для поиска новых ночных бабочек был Никольский рынок, где молодые крестьянки предлагали себя в няньки и служанки. Далеко не всегда их прямо приглашали в публичные дома. Зачастую требовалось прибегнуть к уловкам и обману, чтобы девушка дала согласие.
Вербовкой занимался даже Врачебно-Полицейский комитет. Этот орган ставил ночных бабочек на учёт, а также следил за бродячими женщинами. Если девушку задерживали на улице или в притоне, у неё не было документов, жилья и работы, то она считалась бродячей. Её отправляли в полицейский участок вместе с проститутками. В той же диссертации врач описывает, как это выглядело:
Когда жертва была психологически готова, за дело брался полицейский. Он предлагал девушке встать под надзор Врачебно-Полицейского комитета, убеждал, что так она получит свободу гулять, где хочет, и забудет про ночёвки в участке. Лишь раз в неделю нужно будет являться на медицинский осмотр. Не с первого раза, но многие женщины всё же соглашались. После этого за них по наводке полиции принимались хозяйки борделей.
Читайте и другие наши тексты о маргинальном прошлом Петербурга: