В первых частях наших зимних текстов читайте о жизни петербуржцев без холодильника, ледовом трамвае, забавах на льду Невы, ледяном доме Анны Иоанновны и катании на буерах.
Полтора века назад дороги не то что не расчищали, а наоборот — старательно забрасывали снегом. Картина, которая сегодня вызвала бы волну возмущения, до революции воспринималась совершенно нормально. Основным зимним транспортом были сани, которые мчались быстрее колёсных повозок и обходились дешевле в обслуживании. Никому и в голову не приходило освобождать мостовые из-под снега, чтобы передвигаться на двуколках.
Теофиль Готье, писатель:
«Уже нельзя было встретить на улице ни одной колёсной повозки. Казалось, что за ночь Россия вернулась к более низкой стадии цивилизации, когда колесо ещё не было придумано. […] В России в течение шести месяцев в году снег — это универсальная железная дорога, белые рельсы которой тянутся во всех направлениях и позволяют ехать куда хочешь».
А вот тротуары очищали от снега и посыпали песком. Правда, это не сильно спасало. По наблюдениям Готье, пешком передвигались только редкие простолюдины в валенках. В любой другой обуви ходить было скользко.
Централизованного коммунального хозяйства не было, за чистоту тротуаров и дворов отвечали домовладельцы. Каждый дом обслуживали несколько дворников, которые убирали снег на участке, сбивали сосульки и освобождали крыши от наледи. Кто-то мог дежурить у ворот с метлой и совком, чтобы тут же подобрать лошадиный навоз, пока его не растащили по всей дороге.
За тем, как соблюдаются требования благоустройства, следила полиция. За малейшее нарушение выписывались большие штрафы, поэтому с квартальными надзирателями старались дружить. Взятки были обычным делом. Дмитрий Засосов и Владимир Пызин вспоминали:
Сбрасывать грязный снег в реки и каналы категорически запрещалось. Тем, кто попадался, грозили крупные штрафы. Убранный снег следовало отвозить на специальные свалки на окраинах, что было и хлопотно, и довольно накладно.
Улицы убирали рано утром, при серьёзных снегопадах — несколько раз в день. Но, конечно, только в центре. Городские окраины утопали в сугробах до самой весны.
До конца 1920-х годов в коммунальном хозяйстве господствовал ручной труд. Массово внедрять технику стали лишь столетие назад.
Рекомендуем ознакомиться с другими текстами для влюблённых в Петербург.
Оставьте комментарий