В начале ХХ века никто не сомневался, что детей необходимо вывозить на лето из Петербурга. Считалось, что иначе они будут расти хилыми и болезненными, начнут страдать от малокровия, а то и туберкулёза. Тревожила взрослых и оторванность маленьких горожан от природы.
Дачи были уделом достаточно обеспеченных или хотя бы не бедствующих людей, а вот беднякам они были недоступны. Горожане со скромными доходами могли пристроить ребёнка в летнюю колонию — предшественницу современного лагеря.
Считается, что начало летним колониям положил в 1876 году швейцарский пастор Вальтер Бион, поехавший с детьми на три недели в сельскую местность. Практику подхватили в других европейских странах и в России.
В 1908 году в Петербурге насчитывалось 50 колоний и 20 благотворительных обществ, которые организовывали летний отдых.
Так называемые школьные дачи располагались в популярных пригородах: в Сестрорецке, в Белоострове, в Парголово, под Лугой. Детей начинали вывозить уже в конце мая. В идеале смена длилась всё лето, но поскольку нуждающихся было много, то чаще ограничивались полутора месяцами.
Отдых в колонии был хорошо организован. В 8 часов утра школьники просыпались, шли на общую молитву, а затем пили чай с молоком и хлебом. После завтрака могли быть занятия по литературе или природоведению, работы по хозяйству, рукоделие. В полдень — обед. Потом прогулка, в 4 часа — чай с молоком и хлебом. После полдника дети снова шли на улицу. В 8 часов подавали ужин, а в 9 часов полагалось отходить ко сну. Когда погода была плохая, проводили время за лепкой, рисованием и другими творческими занятиями.
Воспитанников возили на экскурсии в другие города, организовывали спортивные праздники, знакомили с местной природой и бытом крестьян.
На одного ребёнка за сезон тратилось около 25 рублей. Для родителей всё было бесплатно.
Летом 1915 года в Петрограде устраивают первый лагерь бойскаутов. Это был лагерь в прямом смысле слова: с палатками, соломенными тюфяками, удобствами на улице. Организовал его Александр Дювернуа-Бриц.
Александр Дювернуа-Бриц, начальник петроградского отряда бойскаутов:
«Это игра не в солдаты, а в разведчики. Это серьёзное дело, потому что дети, играя, научаются дисциплине, глубоко проникаются чувством долга, узнают немало полезных сведений и делаются самостоятельными людьми, готовыми на всякие случайности. Это будущие твёрдые и верные слуги Отечеству».
Мальчики сами готовили еду на костре, сооружали шалаши, вырезали инструменты, ходили в походы. Вместе изучали принципы скаутского движения по книге «Юный разведчик» Роберта Баден-Пауэлла. В лагере все были на равных.
После революции бойскауты, как и летние колонии, оказались под запретом. У советского государства появились свои аналоги — пионеры и пионерские лагеря — которые представили как новшество.