Новости

Не такие, как все: вегетарианцы дореволюционного Петербурга

Первые общества вегетарианцев начали появляться в Европе в середине XIX века. До нашей страны мода дошла с небольшим опозданием, и лишь в 1860-е годы в столице организовали кружок, который в народе прозвали «Ни рыба, ни мясо». Просуществовал он недолго и не успел произвести переворот в сознании широкой аудитории.

А вот Льву Толстому это сделать удалось. Интерес к растительной диете стал повальным после того, как литератор в 1880-е годы отказался от мяса и издал очерк «Первая ступень», где назвал вегетарианство условием нравственного возрождения.
Лев Толстой с женой Софьей Андреевной в Ясной Поляне

Идейные и желудочные вегетарианцы

Придерживаться нестандартного стиля питания в Петербурге начала XX века означало идти против системы. В самом слове «вегетарианство» чиновникам чудился подрыв государственных устоев. Во многих местах запрещалось проводить собрания и читать лекции, пропагандирующие переход на растительную пищу. В прессе о вегетарианцах писали либо безразлично, либо враждебно. Большинство врачей категорично призывали вернуться к мясу, ну а окружающие реагировали в лучшем случае с недоумением.

Алексей Суворин, журналист:

«Сестра моя вегетарианка, и муж её вегетарианец. Когда я их спрашиваю: с кого пример берёте? Они отвечают — с лошади, которая ест только растительную пищу. Ну, а я — с кошки, которая всё ест. Не всё ли равно, животное».

Фото: pastvu.com
Овощной отдел магазина «О Гурме». 1905 год

Дореволюционные вегетарианцы делились на идейных и гигиенистов. Первые шли по стопам Толстого и воспринимали отказ от мяса как шаг к новому мироустройству. Вторые просто находили растительность полезной и поедали её во имя здоровья. Тру-веганы не считали гигиенистов себе ровней и уничижительно называли их желудочными вегетарианцами.

В России абсолютное большинство относило себя к идейным. В Европе дела обстояли ровно наоборот. Корреспондент германского журнала «Вегетарианская башня» отмечал:

«Вообще в русском народе есть ещё много идеализма. Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны; гигиеническая сторона пока что мало известна».

В 1900 году появилось Санкт-Петербургское вегетарианское общество, во главе которого встал известный врач-хирург Александр Зеленков. Он сомневался в том, что стоит пропагандировать вегетарианство с этической точки зрения, поэтому делал акцент на пользе для здоровья. Его жена в 1913 году опубликовала первую книгу рецептов под названием «Я никого не ем», где предлагала 365 вариантов блюд без мяса.

Вегетарианская столовая в Москве
Фото: arzamas.academy
Меню вегетарианской столовой
Фото: prospekt.media
Обложка журнала для вегетарианцев
Фото: prospekt.media

Вегетарианские столовые Петербурга

В Петербурге было девять столовых с обедами для вегетарианцев. Самая крупная располагалась в доме № 110 на Невском проспекте, также были популярны заведения на Казанской, 2 и на Фонтанке, 49. Данных о посещаемости не осталось, но известно, что за 1914 год в четырёх московских столовых обслужили более 600 000 человек. Для столицы цифра должна быть как минимум в два раза больше.

Типичная столовая выглядела как храм имени Толстого: повсюду были развешаны его портреты и высказывания, на раздаче стояли благообразные девушки в белых косынках, а столы были покрыты снежными скатертями. Многих современников это раздражало и заставляло считать вегетарианцев сектантами.

Конечно, не все горожане были настроены враждебно. Отобедать щами и гречневой кашей оказывались не прочь те, кто не мог позволить себе мясо: студенты, мелкие служащие, небогатые мещане. В ряды идейных вегетарианцев они не вступали, их привлекала только дешевизна.

Бульон из сена, чернослив и другие любимые блюда Ильи Репина

Илья Репин был одним из самых активных проповедников вегетарианства. О пользе растительного питания он охотно рассуждал на публику, читал лекции и рассказывал своим адресатам в письмах.

Илья Репин, художник:

«Выброшены яйца (вреднейшая пища), устранены сыры, мясо уже и прежде оставлено. Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым маслом!). Бульон из сена, из кореньев, из трав — вот эликсир жизни. Фрукты, красное вино, сушёные плоды, маслины, чернослив… орехи — энергия. Можно ли перечислить всю роскошь растительного стола?»

Фото: kstolica.ru
Илья Репин и Наталья Нордман-Северова с гостями в Пенатах. Начало ХХ века

Жена художника пошла ещё дальше по пути вегетарианства и стала приверженцем сыроедения. В свою веру Наталья Нордман-Северова обращала и окружающих. Она читала лекции студентам о сыроедении, а потом снабжала рецептами размоченной овсянки и гороха, винегрета из сырых кореньев и «хлеба» из смолотых зёрен пшеницы. Даже те, кто вначале относился к эксперименту с недоверием, в итоге попадали под харизму Нордман-Северовой и становились сыроедами.

Вегетарианское застолье в Пенатах. 1909 год

Конец вегетарианства

С началом Первой мировой войны общество всё меньше готово было терпеть вегетарианцев. Во-первых, идея о непричинении вреда живому шла явно вразрез с милитаристскими настроениями и государственной политикой. А во-вторых, призыв к отказу от мяса в новых реалиях выглядел издевательски. Рабочие и крестьяне и раньше считали вегетарианство блажью, а на фоне дефицита продуктов это начинало откровенно раздражать.

Легче не стало и с приходом советской власти. Все вегетарианские общества были разогнаны, а систему растительного питания признали вредной. Большая советская энциклопедия однозначно заявляла, что в СССР вегетарианцев нет.

Ещё больше интересных материалов о прошлом Петербурга ищите в нашем разделе.

Оставьте комментарий
Рекомендации