Какой должна быть литература?
И для взрослых, и, особенно, для детей. Иначе она становится бессмысленной и пустой. В этом случае для разумного читателя такая литература покажется просто бездушной и бесполезной. Читатель потеряет интерес и отложит книгу.
Верите ли вы в сказкотерапию?
В какой-то степени — да. Ведь сказка — это некая мечта. А мечта делает жизнь интереснее, разнообразнее, красочнее… Наполняет её смыслом, заставляет предпринимать различные действия для её достижения. Человек может начать бороться за мечту. А для этого ему придётся больше учиться, работать, становиться сильнее и организованнее.
Что вы почувствовали, когда захотели написать продолжение истории про Незнайку?
Я чувствовал, что поступаю правильно. Уверен, что Николай Николаевич одобрил бы моё решение (и очень хочется верить, что ему понравились бы результаты: появившиеся и издающиеся сборник рассказов «Остров Незнайки» и сказочная повесть «Путешествие Незнайки в Каменный город»). Но, начиная писать, я осознавал, что это очень сложно, и, конечно, не было ещё уверенности, что задуманное получится.
Можно ли назвать вашу писательскую деятельность продолжением семейного дела?
Конечно. Вся моя жизнь получилась продолжением семейного дела. Это, на мой взгляд, счастье для семьи и большая польза для общества, так как в семье учат лучше всего и готовят хороших «специалистов».
Я с детства учился у отца фотографии, страстно увлекся фотоискусством. И, повзрослев, стал его коллегой. Он работал фотокорреспондентом ТАСС, а я после учёбы в университете и службы в армии стал фотокорреспондентом АПН. Мы вместе много работали: бывали в командировках, устраивали наши фотовыставки.
Когда я стал совсем взрослым человеком, уже ближе к 40 годам, я решился продолжить и дело моего деда. И не сомневаюсь, что его уроки, которые он мне дал в детстве — в играх, в занятиях лепкой, рисованием и химией, в серьёзных разговорах об искусстве и о моей возможной будущей профессии, — всё это помогло мне правильно выбрать дорогу: продолжить семейное дело.
Вы считаете наше поколение читающим?
Во все времена часть людей читает много, часть — гораздо меньше, кто-то, к сожалению, совсем не читает… И это не связано с профессией, семейным положением или возрастом. Это особенность ума и самоорганизации, результат воспитания и привычки. Одним это необходимо, другим кажется излишним, третьим — просто никчёмным занятием.
Если говорить именно о «нашем поколении», то придётся признать, что читает современный человек очень много. Для этого у него есть огромный набор инструментов, не только книг, как это было раньше. Но вот времени именно на книгу, на спокойное чтение, на осмысление прочитанного, — вот на это времени у «нашего поколения» мало. А мы всё-таки говорим именно о таком чтении: серьёзном, поучительном, полезном и душевном.
Какие книжные традиции существуют в вашей семье?
При жизни Николая Николаевича всегда ставили на полку несколько экземпляров каждой вышедшей (и переизданной) книги. И вот такая традиция — отложить в шкаф 3-4 экземпляра с каждого тиража — продолжается и по сей день. Но если раньше это были книги только Николая Носова, то теперь это и мои книги, и книги моей супруги Лилии Сергеевны, которая тоже занимается детской литературой. Это, опять же, продолжение семейного дела! Все эти книги успешно издаются и переиздаются издательством «Махаон», готовятся с большой любовью и умением и становятся они всё красивее и красивее… И можно с радостью сказать, что книг Носовых на наших полках всё больше и больше.
Почему «Год Носова в России» — это хорошо?
Назовите ТОП-3 ваших любимых книги
Это трудно… Книг любимых много, и в разном возрасте ты по-новому перечитываешь любимые книги.
.
Какие места в Петербурге вы считаете своими любимыми?
Пожалуй, это те места, куда всегда стараюсь заглянуть снова и снова, когда бываю в Санкт-Петербурге.
Беседовала Валерия Сдобникова
Комментарии к «Игорь Носов, внук Николая Носова, о любимых книгах, семейных традициях и современном Незнайке»