Пасха наряду с Рождеством была в числе главных праздников, и готовиться к ней начинали сильно заранее. За две недели до Светлого Христова Воскресения открывались любимые публикой вербные базары. Самые большие находились на Конногвардейском бульваре и Малой Конюшенной улице, а также в Гостином дворе. Вот как описывает один из них учёный Владимир Шнитников:
Предлагали всевозможные безделушки и диковинки: крутящегося стеклянного чёртика, свиней-пищалок, говорящих попугаев и многое другое. Торговля певчими птицами на Вербной неделе — старая городская традиция. В это время власти вводили послабления и снимали ограничения на их продажу.
И конечно, вербный базар немыслим без вербы. Ветви украшали гирляндами, бумажными цветами и фонариками. Считалось, что верба обладает особыми целебными свойствами.
На Вербное воскресенье приходился последний и самый большой день базаров, после чего все увеселения прекращались — начиналась Страстная неделя. Но напоследок петербуржцы спешили как следует кутнуть. В этот день устраивали игры и лотереи, причём случалось, что разыгрывали вещи неприличного содержания. Такой случай был в 1908 году, после чего полиции наказали строго следить за порядком и пресекать возможные вольности.
На Пасху было принято посылать по почте поздравительные открытки, а также дарить подарки друзьям и близким. Особым спросом пользовались тематические сувениры. К примеру, фирма Фаберже, известная как производитель драгоценных пасхальных яиц для императорской семьи, делала и сравнительно доступные подвески в виде яиц.
Очень популярны были большие деревянные яйца, в которые клали сладости, косметику или игрушки.
В ночь с субботы на воскресенье все городские храмы были переполнены. Вереницы празднично одетых людей спешили с куличами и пасхами на службу, а те, кому не хватало места внутри, стояли на улице. Это был единственный день в году, когда зажигались факелы по углам Исаакиевского собора.
Петербуржцы замирали в ожидании главного момента — крестного хода. После обхода храма разносилось долгожданное «Христос Воскресе!», и многотысячная толпа отвечала: «Воистину Воскресе!». Потом радостные горожане расходились по домам, поздравляя друг друга с праздником и христосуясь.
Главным атрибутом пасхального стола были яйца. По подсчётам газетчиков, на каждого петербуржца приходилось 12 яиц! Их красили луковой шелухой, также использовали всевозможные красители и красящую бумагу.
Не менее популярны были окорока, которые значительно дорожали перед праздником. Они украшались бумажными цветами или «хвостами» — разноцветными ленточками, завитыми на концах.
И конечно, застолье не обходилось без кулича и пасхи. Многочисленные кондитерские, пекарни и рестораны наперебой предлагали свои угощения. Спрос был огромный: каждой семье требовалось несколько куличей, чтобы приходить в гости не с пустыми руками.
В воскресенье всем жителям города разрешали проходить на звонницы и звонить в колокола. В этот день начиналась череда визитов к родственникам и друзьям, обмен подарками, христосование. Даже император соблюдал обряд и целовался со всеми — иногда несколько дней сразу.
Великий князь Гавриил Константинович вспоминал:
С понедельника в городе снова разрешались публичные увеселения, возобновлялись балы, спектакли и народные гуляния.
Самые массовые устраивали на Марсовом поле и Семёновском плацу. Тут давали представления уличные театры, проходили праздничные ярмарки. Впервые в городе появились настоящие механические карусели и аттракционы, проводились катания на велосипедах.
Многие петербуржцы катались на лодках — с Пасхой совпадало начало навигации.
Пасха считалась самым светлым, шумным и радостным праздником, а гуляния растягивались на целую неделю.
Оставьте комментарий