Столкнуться с вором или мошенником можно было на любом рынке Петербурга, но самая дурная слава ходила о Сенном. Память об этом жива и в современной частушке:
Не ходи в Апраксин двор,
Там вокруг на воре вор.
Отправляйся на Сенную,
Там обвесят и надуют.
Уже в первые десятилетия существования столицы Сенная площадь стала центром криминальной жизни. Здесь сосредоточились кабаки и публичные дома самого низкого пошиба, страшные трущобы, а также рынок, который называли чревом Петербурга.
Концентрация полицмейстеров на площади зашкаливала, но безопаснее там не становилось. К своим обязанностям стражи порядка относились спустя рукава. Всеволод Крестовский вспоминал сцену, которой стал свидетелем.
Всеволод Крестовский, писатель:
«Первое, что поразило меня, — это кучка народа, из середины которой слышались крики женщины. Рыжий мужчина, по-видимому отставной солдат, бил полупьяную женщину. Зрители поощряли его хохотом. Полицейский на углу пребывал в олимпийском спокойствии. „Подерутся и перестанут — не впервой!“ — отвечал он мне, когда я обратил его внимание на безобразно-возмутительную сцену».
На Сенном рынке стояли маклаки — перекупщики. Они наблюдали за посетителями, подмечали, кто что купил, подходили и завязывали разговор. Чаще всего их выбор падал на приезжих, которые плохо знали столичную жизнь и легко попадались на уловки.
Маклак внимательно рассматривал товар, проверял его на изъяны (это называлось «крепость ошмалашить») и убеждал человека, что тот приобрёл негодную вещь. После чего предлагал выкупить за бесценок или обменять на что-то своё да ещё с доплатой.
Всеволод Крестовский, писатель:
«Напоит его маклак до забвения, заведёт его с половым в квартиру и облупит там дочиста, даже и порты в обратную придачу возьмет, да потом и вытолкают мужичонку на вольный воздух прохлаждаться; а сами примутся меж тем „слам растырбанивать“, то есть делить на законные доли благоприобретённую добычу».
Встретить маклаков можно было и на аукционах, где распродавали имущество разорившихся петербуржцев. Там они действовали не поодиночке, а компанией. Пока один торговался, остальные шуточками и насмешками отвлекали конкурентов, не давая им перехватить вещь. Или наоборот: втягивали человека в торги, постоянно повышая ставки, и в итоге принуждали его купить что-то копеечное за высокую цену.
Отовариваясь на Сенном рынке, следовало быть готовым к обману со стороны продавцов.
Справедливости ради скажем, что им тоже приходилось нелегко. На рынке орудовала группа воровок-цапок, которые хватали товар и пускались наутёк.
С ворами боролись, как могли. Например, к товарам привязывали верёвочки, концы которых шли к колокольчику или к ноге продавца. Конечно, от самых наглых и решительных мошенников это не спасало, но более робких отпугивало.
Ещё больше интересных текстов об истории Петербурга ищите в специальном разделе.
Про историю других рынков читайте в этом тексте.
Оставьте комментарий