С переездом на дачи петербуржцы не отказывались от привычных благ цивилизации. И если сегодня требовательный горожанин стал бы интересоваться наличием канализации и отопления, то в начале XХ века внимание обращали на клубы по интересам, увеселительные сады и театры. Последние были почти обязательным атрибутом загородной жизни. Корреспондент газеты «Северный дачный листок» в 1904 году иронизировал:
В основном театры были любительскими. Собиралась группа дачников-энтузиастов, устраивала импровизированную сцену в сарае или просто под навесом, и начинались репетиции. Для постановок обычно выбирали пьесы лёгких жанров. К делу подходили с душой: актёры разучивали роли, добросовестно репетировали, готовили костюмы и реквизит. Не забывали даже про афиши и билеты, хотя денег, как правило, за просмотр не брали. В любительских спектаклях была своя прелесть, но у части публики они вызывали раздражение.
Антон Чехов, писатель:
«Наших бедных дачников совсем заели актёры-любители! Эти несчастные маньяки не пощадили бы, кажется, и девственных лесов, если бы проезд туда и обратно стоил не дороже 30 копеек. Всюду следуют за человеком с настойчивостью крыс и тараканов».
Но были и полноценные театры, куда специально приезжали зрители из других районов. Наиболее известные — это «Прометей», который Илья Репин купил для своей жены, и «Казино» в Терийоках. На сцене этих площадок выступали Горький и Чуковский, Блок и Менделеева, Маяковский и Андреев. В 1912 году театральной жизнью в Терийоках заправлял Всеволод Мейерхольд.
Поехать на дачу в поисках тишины и уединения в начале XX века было не лучшей идеей. Днём посёлки оглашались скрипом шарманок, трелями скрипок и других музыкальных инструментов, громкими возгласами уличных артистов. Даже тем дачникам, кто не особо хотел жить культурной жизнью, приходилось это делать.
Народной любовью пользовался Петрушка. Спектакли о его забавных похождениях всегда собирали много зрителей, и артисты расходились с полными карманами монет. Иногда потешного героя приглашали выступить на домашних праздниках.
Из уличных музыкантов по дачам гастролировали скрипачи. Обычно это были пожилые люди, которые по состоянию здоровья не могли устроиться в театр и были вынуждены ходить от дома к дому. Их не прогоняли, из уважения прослушивали пару номеров и давали деньги.
А вот шарманщики сочувствия не вызывали. Им тоже платили, но только чтобы те поскорее остановили инструмент и шли в другое место.
С артистами могли потягаться и сами дачники. Корреспондент «Царскосельского дела» описывал, каким становился летом посёлок Мартышкино под Ораниенбаумом:
Самым доступным способом поучаствовать в общественной жизни были сплетни. Репортёра газеты «Дачник» удивляло, что мужчины тоже ценят такой способ досуга:
В полном разгаре и дачный флирт. Лучшим местом знакомств служили платформы железнодорожных станций, где по вечерам прогуливались барышни и молодые люди. Романы вспыхивали легко, но также легко и забывались, стоило только влюблённым вернуться в город.