Территория к северу от нынешней Поклонной горы старше Петербурга минимум на 200 лет. Уже в 1500 году здесь находились четыре деревни, которые составляли Парголовскую мызу. В XVIII веке её владельцем стал Пётр Шувалов.
С приходом графского семейства жизнь в этих краях изменилась навсегда. Первое, что сделали новые хозяева, — привезли крепостных из суздальских имений и поселили вблизи озёр, которые вскоре получили название Суздальских. Столичное жительство крестьянам дали не просто так.
В 1757 году по приказу Екатерины Второй создали гору Парнас — 60-метровый холм, который сразу стал популярной смотровой площадкой дворянских особ. У подножия склона привлекали внимание два пруда со загадочными названиями: Шапка Наполеона и Рубаха Наполеона. Их придумал один из графов Шуваловых, участвовавший в отправке французского полководца в изгнание на Эльбу.
Новая достопримечательность в Шувалово дала импульс к развитию окрестностей. К работам в парке привлекли Николая Эрлера — мастера, который позже стал одним из создателей знаменитых ансамблей Петергофа. Под его руководством здесь высадили ели, дубы и другие деревья ценных пород, а также завезли 43 вида птиц.
К XX веку часть владений Шуваловых перешла в частные руки, и сюда хлынули дачники.
Петербуржцы быстро оценили прелести шуваловской Швейцарии: свежий воздух, сосновый лес, зеркальные озёра, а главное — дешевизну. Снимать квартиру в столице становилось с каждым годом накладнее. Поэтому многие стали приспосабливать дачные дома для зимовки. Это было настолько массовое явление, что в столице даже появилась пресса, посвящённая теме переселения в пригороды. Реклама в журнале «Посёлок» провозглашала в лучших традициях Маяковского:
Петербуржцев, которые перебирались на дачи на ПМЖ, стали называть зимогорами. В их число входили чиновники, адвокаты, врачи, служащие контор. Связь с городом всё равно сохранялась — главы семейств ездили на работу, а дети учились в столичных школах. Добирались по Финляндской железной дороге, которая предоставляла льготный проезд по месячным и сезонным билетам.
Шувалово-Озерки были весёлым пригородом, где жизнь била ключом. Когда позволяла погода, дачники катались на лодках. На Суздальских озёрах тренировались воспитанники парусного кружка, проходили парусные гонки Шуваловского яхт-клуба. Летом по Нижнему Большому Суздальскому озеру запускали пароход, который связывал железнодорожную станцию и Шуваловский парк.
Дачники не отказывались и от культурной программы. В саду «Озерки» находился театр с летней сценой, где давали пьесы, устраивали танцевальные вечера, концерты военного оркестра. Здесь любила собираться молодёжь.
Владимир Михневич, журналист:
«Озерки, можно сказать, цветут невестами. Парами, под руку, и группами они без устали весь вечер кружат по площадке, лаская взоры сидящих на скамейке ценителей красоты своими хорошенькими личиками, грациозными талиями, воздушной походкой и невероятно маленькими ножками в крохотных туфельках».