Вне зависимости от того, насколько удачным покажется критикам взгляд Ноймайера, одного из самых авторитетных хореографов современности, на пушкинского «Онегина», значимость этой российской премьеры сложно переоценить. В совместном проекте московской и гамбургской балетных компаний (последнюю возглавляет Ноймайер) сошлось сразу несколько обстоятельств, важных для истории современного искусства и современного балета, в частности.
Во-первых, постановка Ноймайера — вторая за всю историю мирового балета попытка трактовать роман Пушкина не как оперу, а как пластическое действо. Интересно, что впервые эта идея пришла в голову «другому Джону» — Джону Кранко, крупному хореографу XX века, поставившему своего «Онегина» в Штутгарте в 1961 году (кстати, он был одним из педагогов Ноймайера). Кранко тогда все-таки сохранил «связь с традицией». В качестве сопровождения он использовал музыку Чайковского, правда это была совсем не музыка, написанная композитором к оперному либретто, а фрагменты его фортепианных и оркестровых сочинений.
Ноймайер отдаляется от канонического «Онегина» еще на несколько шагов. Он создает оригинальное либретто, где, судя по названию (постановка именуется «Tatjana»), акценты в пушкинском оригинале расставляет по-своему. К тому же, он «обходится» вообще без Чайковского. Любить и страдать герои его «Татьяны» будут под музыку Леры Ауэрбах, известного и востребованного во всем мире композитора, пианистки, поэтессы, которую в России, откуда она родом, почти не знают.
Семь лет назад специально для Королевского датского балета Ауэрбах и Ноймайер совместными усилиями поставили «на пуанты» всем известную «Русалочку» Ганса Христиана Андерсена. Составить об этом творческом союзе собственное впечатление и узнать, как можно рассказать о драме Татьяны Лариной без единого слова, все желающие смогут в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Отзывы о балет «Татьяна»