Максима Диденко, в свое время работавший актером в легендарном Театре «Дерево», отчасти можно назвать приемником художественной философии Антона Адасинского, но ни в коей мере нельзя назвать его подражателем. Прекрасное тому подтверждение — спектакль «Хармс. Мыр», изумительная в своем безумии постановка, в которой синтезированы сразу несколько видов сценического искусства.
Тексты Даниила Хармса, непостижимого гения абсурда, всегда были особо притягательны для адептов авангардного театра — и, к сожалению, уже сложился некий шаблон постановок, посвященных величайшему антиформалисту. Диденко удалось избежать навязчивой стереотипности, приевшейся стилистики бродячего цирка, и создать спектакль, который можно назвать посвящением сразу нескольким феноменам российского авангарда — от уже упомянутой хармсовщины до питерского рок-клуба 80-х.
«Хармс. Мыр» можно назвать мюзиклом — лишь потому, что важную роль в постановке играет музыка. Однако никаких песенок, буквально пересказывающих сюжет, в спектакле нет — как, собственно, и сюжета. Исполненный вживую саундтрек от Константина Кушнира напоминает эксперименты «АВИА» и «Аукцыона» с Хвостом, а этюдная постановка, созданная Диденко совместно с актерами студии Кирилла Серебренникова, — это не рассказ по мотивам, а попытка создать слепок сознания одного из самых своеобычных писателей XX века.
В работе над постановкой режиссер использовал все доступные тексты Хармса — сделав их объектом исследования, материалом для экспериментов по поиску выразительных средств. В конечном итоге, отдельные фрагменты были скомпонованы в целостный Мыр.
Отзывы о спектакле «Хармс. Мыр»