В 1874 году состоялась очередная выставка «отверженных» жюри Парижского Салона. Огромное количество художников выступили против академической живописной традиции и вызвали нешуточный скандал. К этому времени Моне выставил две значительные работы, порывающие с устоявшимися традициями – «Завтрак на траве» и «Олимпия». Термина «импрессионизм» еще не было, однако в 1874 году известный критик Луи Леруа увидел картину Моне «Впечатление. Восходящее солнце» и назвал их автора пренебрежительно — импрессионистом. Со временем пренебрежительная коннотация слова испарилась, и импрессионизм вошел в историю искусств в качестве значительного направления.
Импрессионисты поменяли стиль письма, манеру репрезентации искусства («Салон Отверженных» выставлял картины по алфавиту) и сюжетную основу. Они писали современную жизнь, поэтому в ту эпоху импрессионизм предстал как актуальное современное искусство. Художникам помогли открытия в химии – впервые краску стали продавать в тюбиках, что позволило им выйти на пленэр и писать натуру как она есть. Они ловили момент и отсюда пошло название «импрессионизм» – сиюминутное впечатление. В поле зрения художников попали проститутки, железнодорожные вокзалы, заводские строения, природа. Художники отказались от контура и работали чистым цветом с минимальными тенями. Картины стали отличаться особой «статичностью», что можно связать с развитием фотографии и реакцией на это механизмов восприятия.
Сегодня Эрмитаж имеет восемь картин великого Клода Моне. Швейцарский фонд Байелера предоставил еще три картины Моне: «Японский мостик» (1899), картину из цикла «Руанский собор» (1892-1893) и полотно из серии «Кувшинки».
Эрмитаж приглашает насладиться текучестью мгновения, неуловимой эстетикой, игрой красок и форм неизвестного Моне.
Смотрите также:
Отзывы о выставке картин Моне из Фонда Байелера