Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Амедео Модильяни: скульптурная живопись

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня смерти Амедео Модильяни, известного, в первую очередь, портретами длинношеих женщин с грустными глазами и покатыми плечами. При жизни мастер не был признан, а сегодня его работы уходят с молотка за миллионы долларов. В чём особенность его стиля, стоящего особняком в искусстве начала XX века? Давайте разбираться.

18+
190

На сегодняшний день три самые дорогие картины всех времён и народов — «Спаситель мира» Леонардо да Винчи (450,3 миллиона долларов), «Алжирские женщины» Пабло Пикассо (179,3) и «Лежащая обнажённая» Амедео Модильяни (170,4). И если талант первых был признан ещё при их жизни, то это точно не случай Модильяни: он непрестанно бедствовал, не был понят и умер в больнице для нищих. Сегодня хочется поговорить о том, в чём ценность картин темпераментного итальянца и как на них смотреть.

В шаге от скульптуры

Говоря об особенностях творчества Модильяни, очень важно подчеркнуть его знакомство со скульптором Константином Бранкузи и интересом к ваянию.

Работа Константина Бранкузи
Работа Константина Бранкузи
Фото: pinterest.fr

Около пяти лет художник пробовал себя на этой стезе, но в результате забросил: скульптура оказалась более затратным занятием, чем живопись. К тому же, мраморная крошка не шла на пользу больным лёгким.

Фото: pinterest.fr

Тем не менее, принципы работы с формой мастер (сознательно или не очень) перенёс из одного вида искусства в другой. Отсюда — невероятная скульптурность тел, которая отличает его произведения, делает их осязаемыми.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Бегство в Египет

Произведения Модильяни сложно отнести к какому-то определённому направлению, но, пожалуй, ближе всего он был к экспрессионистам. Однако это деление очень условно. В его работах ощущаются явные отзвуки примитивизма, абстракции и традиционного африканского искусства. На его эстетику, кроме того, повлияли Анри де Тулуз-Лотрек, Пабло Пикассо, Поль Сезанн и Пьер Огюст Ренуар.

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж»
Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в «Мулен Руж»
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы
Фото: ru.wikipedia.org
Поль Сезанн. Мальчик в красном жилете
Поль Сезанн. Мальчик в красном жилете
Фото: ru.wikipedia.org
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, читающая книгу
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, читающая книгу
Фото: commons.wikimedia.org

Интересными воспоминаниями в своё время делилась Анна Ахматова, которую с Модильяни связывала дружба.

Анна Ахматова, поэтесса:

«Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что всё остальное недостойно внимания».

И действительно: в манере художника изображать людей есть что-то от фресок долины Нила.

Фото: pinterest.ch

И всё-таки, что интересного в Модильяни?

Главным жанром в творчестве Модильяни был портрет. При сильном желании можно, конечно, найти в его наследии и пару пейзажей, но это ничтожно мало по сравнению с сотнями человеческих изображений.

Амедео Модильяни:

«Человек — вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник».

Намеренная плоскость лиц, упрощённость форм, плавность линий, сознательное нарушение пропорций — таковы характеристики портретов Модильяни. Художник словно пытался отвлечь зрительское внимание от «оболочки» и сфокусироваться на внутреннем мире героя, его характере и состоянии.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Злопыхатели говорили, что у персонажей Модильяни длинные лица потому, что мастер смотрел на мир через стакан с абсентом: художник употреблял много алкоголя.

На первый взгляд может показаться, что произведения Модильяни похожи между собой. Стилистически — да, но эмоционально — отнюдь. Достаточно внимательно вглядеться в детали и рассмотреть цветовую палитру, чтобы получить ключ к задумке мастера.

Фото: hudruk.com

Возьмём, к примеру, портрет Хаима Сутина. Друг Модильяни, он был нелюдимым и замкнутым человеком. И это в полной мере ощущается в том, как его изобразил товарищ: потерянное выражение лица, плечи разной высоты, серая стена за спиной. Во всём читается одиночество и даже некоторая неприспособленность к жизни.

Фото: wikiwand.com

Или, скажем, портрет гражданской жены художника Жанны Эбютерн, написанный незадолго до смерти обоих (Модильяни скончался от менингита, а Жанна на следующий день покончила с собой). В позе девушки, наклоне головы и глазах без зрачков читается хрупкость и уязвимость, а мягкие линии и нежные цвета говорят о трепетном отношении мастера к своей модели.

Фото: pinterest.ru

Рассмотрите галерею других портретов работы Модильяни и попробуйте прочувствовать его видение героев.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Больше Модильяни!

Чтобы самостоятельно продолжить изучать мир Модильяни, советуем виртуально посетить выставку «Парижские вечера баронессы Эттинген», посмотреть фильм «Модильяни», послушать лекцию Александра Таирова и прочитать книгу Кристиана Паризо о жизни и творчестве художника.

Фото: gallerix.ru

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID31272

Комментарии к «Амедео Модильяни: скульптурная живопись»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 4 из 5 (7)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!