Рисунок на полях
На каноническом изображении, созданном около 1490 года, Леонардо да Винчи точными штрихами вывел фигуру мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Иллюстрация к архитектурному трактату древнеримского инженера Марка Витрувия Поллиона была найдена в одной из личных записных книжек мастера. Леонардо вовсе не предполагал, что скромный набросок войдет в историю искусства наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».
Архитекторы и художники эпохи Ренессанса восприняли фолиант Витрувия в качестве основополагающей доктрины. Один из принципов, изложенных в труде античного автора, требует соразмерности архитектурных деталей пропорциям человеческого тела. Чтобы считаться красивым, здание должно быть симметричным и пропорциональным. Оба признака можно найти в природе. И нет более совершенного и естественного примера симметрии и пропорции, чем человеческое тело.
Игра смыслов
Метафора идеальной гармонии в виде «Витрувианского человека» прочно вошла в художественный оборот. В 2011 году ирландский художник Джон Квигли изобразил гигантскую копию творения Леонардо на льдах Северного Ледовитого океана, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам глобального потепления.
В 2015 году возле Пушкинского музея появилась инсталляция художника Александра Пономарёва, состоящая из конусов-ветроуказателей, чей диаметр точно соответствовал параметрам рисунка Леонардо да Винчи. Сам автор осуществил перформанс на судне Российской Академии наук в арктической части Атлантического океана, разместившись внутри конструкции в позе «Витрувианского человека».
На протяжении десятилетий знаменитый рисунок служит источником вдохновения для причудливых пародий и парафразов. По принципу, изобретённому Леонардо, в геометрические фигуры вписывают персонажей мультфильмов, спортсменов и героев поп-культуры.
Американский скульптор Ларри Мосс повторил классический сюжет с помощью воздушных шариков.
Визуальная инсталляция бельгийской дизайнерской команды Konstruktiv изображает «Витрувианского человека» цифровой эры в виде абстрактной фигуры из синтезированных на компьютере треугольников.
Иллюзия совершенства
Рисунок Леонардо в качестве символа соразмерности человека и пространства вдохновил не только множество художников, но и архитекторов. На основе «Витрувианского человека» Ле Корбюзье составил собственную шкалу пропорционирования зданий — набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека. Система великого визионера графически изображается в виде человеческой фигуры с поднятой рукой, которая стоит рядом с красной и синей вертикальными шкалами.
Центрированный рисунок Леонардо создаёт ощущение стабильности, покоя и порядка. Тем не менее, некоторые детали эскиза не симметричны. С левой стороны художник допустил больше штриховки цветом, справа — развернул в сторону ступни фигуры. Леонардо пришлось внести несколько анатомических допущений, чтобы изображение выглядело естественно. Получился не столько добросовестный портрет, сколько фиксация строгих форм с точки зрения математики. И пусть идеал существует только в нашем воображении, искусство Леонардо помогает осознать красоту и сложность этой иллюзии.
Комментарии к «Что такое «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи?»